В предлагаемом читателю юбилейном сборнике «Развитие дистанционного и электронного обучения в информационной образовательной среде университета» собраны отдельные публикации сотрудников Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета за последние 5-6 лет.
Учебное пособие предназначено для преподавателей работающих по образовательным программам заочной формы образования в электронной образовательной среде НГТУ и для обучающихся на курсах повышения квалификации по программам: «Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)» и «Электронное обучение в деятельности преподавателя вуза»
С 28 сентября по 1 октября в павильоне № 57 Всероссийского выставочного центра в Москве проходил Всероссийский форум «Образовательная среда — 2005».Организаторами форума выступили Министерство образования и науки, Федеральное агентство по образованию, ФГУП «Центр по межвузовским научно-техническим программам», ФГУП Российское научно-производственное объединение «Росучприбор», ОАО «Государственное акционерное общество ВВЦ», Выставочный комплекс ВВЦ «Наука и образование» и другие организации.
Программа повышения квалификации «Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)» разработана в рамках реализации Инновационной образовательной программы (ИОП) НГТУ «Высокие технологии» по закупке 1.2.2.2 «Разработка комплексов учебно-методических материалов для программ ПК ППС, АУП и УВП в области современных педагогических и информационных технологий, менеджмента в образовании, языковой подготовки в системе ПК НГТУ. 1 этап».
Размышления о роли университета как центра культуры региона приводят к выводу, что именно гуманитарная подготовка его выпускников по любой специальности способствует гармоничному социокультурному развитию территории. Высказываются опасения, связанные с технократической ориентацией современного университетского образования.Ключевые слова: университет, гуманитарная подготовка, центр культуры, образовательное пространство, образ университета.
В работе дана краткая характеристика электронного, дистанционного и комбинированного обучений; рассмотрен опыт применения современных педагогических технологий в комбинированной форме образования в институте дистанционного обучения НГТУ.Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное и комбинированное обучение, метода активного обучения.
Рассматривается проблема влияния компетенций тьютора на качество дистанционного обучения. Дана характеристика профессиональной деятельности тьютора как высококвалифицированного сотрудника. Особое внимание уделено управленческой, преподавательской и коммуникативной компетенции. Сделан вывод о необходимости тщательного отбора кандидатов, связанного с учетом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.
Рассматриваются основные этапы разработки системы мониторинга качества образовательного процесса на факультете повышения квалификации преподавателей Новосибирского государственного технического университета. Особое внимание уделено принципам, целям и объектам мониторинга. Описаны «нормы» качества и группы показателей качества образовательного процесса. Сформулированы требования к структуре и содержанию используемых в системе мониторинга анкет. Представлены некоторые результаты внедрения разработанной системы мониторинга качества.The article examines the main stages of system of monitoring of quality of educational process on faculty of advanced teachers training at Novosibirsk state technical university. The special attention is given to principles, aims and objects of monitoring. «Standards» of quality and groups of indicators of quality of educational process are described. Requirements to structure and the maintenance used in system of monitoring of questionnaires are formulated. Some results of introduction of the developed system of monitoring of quality are presented.
На сегодняшний день внедрение элементов электронного обучения в образовательных программах университетов практически стало повсеместным. Однако пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательный, используемый по желанию преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения информационно-коммуникационных технологий невозможно. Использование элементов электронного обучения должно быть системным и использоваться в практике как рядового преподавателя, так и других сотрудников подразделений, отвечающих за учебный процесс.
В предлагаемом читателю сборнике собраны нормативно-методические документы, регламентирующие процесс реализации технологий электронного обучения в Новосибирском государственном техническом университете.