Возможность использования современных педагогических технологий в комбинированной форме обучения НГТУ

Электронное обучение — новая форма, которая стремительно входит в практику деятельности учебных заведений России. Это вызвано развитием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс. Дальнейшее эффективное существование системы образования непосредственно зависит от решения задачи повышения качества обучения и его доступности. Добиться этого можно только путем внедрения в образование технологий электронного обучения.

Электронное обучение (e-learning) — это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий (толковый словарь). Элементы электронного обучения применяются в очном, заочном образовании и дистанционном обучении (ДО).

Под ДО («distance learning») понимают такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя — в первую очередь, информационно-коммуникационные (ИКТ-технологии) [1, 3].

В институте дистанционного обучения (ИДО) на базе Новосибирского государственного технического университета уже не первый год ведется обучение по комбинированной форме.

Комбинированная форма позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий: в учебном году проводится 2 сессии, одна из которых очная, а другая — дистанционная (без приезда в НГТУ). Комбинированная форма реализована на базе электронной среды ИДО DiTU-Digital Technical University (DiClass, DiDesk, DiCourse, DiTest). Перечисленные модули позволяют организовать процесс обучения студентов дистанционно.

В своем развитии все виды обучения базируются на трех составляющих:

  • педагогической, определяемой набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса;
  • технологической, связанной с информационными технологиями, используемыми для разработки учебных курсов и учебного процесса в целом;
  • организационной, характеризующей специфику организационной структуры образовательного учреждения.

В рамках традиционного очного и заочного обучения для достижения образовательной цели основная роль отводится педагогической составляющей учебного процесса. Для этого применяются неимитационные, имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия: наличие имитационной модели изучаемого процесса (трудовой деятельности) и наличие ролей.

Таблица 1. Классификация активных методов обучения

Неимитационные Имитационные
Неигровые Игровые
Проблемное обучениеЛабораторная работаПрактическое занятиеТематическая дискуссияКурсовая работаДипломное проектированиеНаучно-практическая конференцияЗанятие на производстве Анализ конкретных ситуаций (case-study)Имитационное упражнениеМетод проектов«Портфель ученика» Педагогическая (дидактическая) игра

Любые из приведенных выше методов (табл. 1) широко используются преподавателями в образовательном процессе в традиционной очной и заочной форме обучения.

Если неимитационные методы обучения прекрасно реализуются в комбинированной форме учебного процесса (посредством электронной среды и занятиях на сессии), то есть ли возможность использования имитационных методов в дистанционной обучении комбинированной формы?

В процессе обучения в рамках данной среды реализована возможность использования некоторых педагогических технологий, широко применяющихся в системе очного обучения [2].

Электронная среда обучения позволяет студенту организовать его работу по выполнению и хранению индивидуальных заданий по дисциплинам, предусмотренным рабочими программами. Данная функция реализует такой инструмент самооценки познавательного труда студента как «портфель» ученика.

«Портфель» ученика — это инструмент самооценки познавательного труда студента, ученика, рефлексии его деятельности. В дистанционной форме для каждого студента предусматривается собственный «личный кабинет», который становится его «портфелем». «Ученик» отбирает в своё «досье» работы, выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, РГЗ, курсовые проекты, тесты, сочинения, рефераты и т. д.). «Ученик» может размещать материалы на своей страничке, желающие могут выступать в роли экспертов, обсуждая выставленные материалы и давая рецензии на них. Главное в такой работе — самооценка «ученика», в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Функция «Семинар» электронной среды дает возможность организовать педагогическую технологию дискуссии, которая используется преподавателями для проведения практических занятий и занятий-семинаров. Преподавателями отмечалось, что в ходе таких занятий студенты чувствуют себя более раскрепощено, чем при личном очном общении. Это позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них.

Участие в дискуссии — сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии хорошо осведомлены в предмете дискуссии; имеют навыки общения в группах, толерантны к чужому мнению; умеют принимать совместные, коллективные решения.

Вместе с этим, функция «Семинар» позволяет преподавателю применить в учебном процессе еще один активный метод обучения — ролевые и деловые игры.

Педагогическая (дидактическая) игра — это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся. Игра осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам и максимально опирается на самоорганизацию обучающихся. В условиях дистанционного обучения игровой средой становится Интернет, а общение — виртуальным. В ролевых и деловых играх широко применяются on-line конференции.

Дальнейшее развитие электронной среды обучения предполагает разработку и внедрение таких информационно-коммуникационных возможностей как wiki(позволяет создавать документ несколькими людьми сразу), Чат и Обмен сообщениями и файлами между студентами.

Реализация перечисленных технологий позволит использовать такие педагогические технологии как метод проектов, case-study и другие технологии, связанные с совместной творческой работой студентов в малых группах.

Метод проектов предусматривает применение полученных теоретических знаний, данных наблюдений, лабораторных и экспериментальных работ в создании конкретного продукта и его защиты в процессе презентации и дискуссии. Проект реализует различные методы: исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую и деловую игры. В ДО используются телекоммуникационные проекты, которые могут быть межшкольными, межвузовскими, межрегиональными (в пределах одной страны), международными.

Каждый учащийся публикует свое выступление на конференции; затем идет аргументированное обсуждение, в котором ключевую роль играет координатор диспута — преподаватель. Продолжительность асинхронного диспута, как правило, не превышает двух недель.

Ситуационный анализ (case-study) — это метод обучения, значительно повышающий степень освоения материала и использующийся как элемент деловой игры и мозгового штурма. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Проблемная ситуация представлена в виде текста, действующие лица взяты из реальных, жизненных ситуаций. Нужно понять, почему они попали в ту или иную ситуацию.

Преподавателями электронной среды обучения широко используется система создания тестов и проведение тестирования студентов. Такие опросы могут быть полезны для стимулирования мышления или нахождения общего мнения в процессе исследования проблемы. Главным образом тестирование студентов применяется в качестве контролирующих мероприятий, хотя в некоторых случаях могут быть и средством обучения.

Таким образом, опыт применения комбинированной формы обучения в НГТУ показал возможность использования современных педагогических технологий в процессе обучения. Однако остается нерешенным другой вопрос, готовы ли участники учебного процесса использовать все возможности такой реализации?

Далеко не все преподаватели имеют соответствующий информационно-коммуникационный уровень подготовки для работы со студентами дистанционно. Поэтому для эффективного применения педагогических технологий в системе электронного обучения требуется дополнительная подготовка преподавателей как в области информационно-коммуникационных технологий, так и в области современных педагогических технологий.

Список литературы

  1. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. В. Казанская [и др.] // Высшее образование в России. — 2007. — №12. — С. 94-99.
  2. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
  3. Андрюшкова О. В. Blended learning в программах высшего образования / О. В. Андрюшкова, О. В. Казанская // Дистанционное образование: проблемы качества и перспективы развития : материалы III Российской науч.-метод. конф. (Новосибирск, 4-5 июня 2009 г.). — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. — С. 11-14.
01.01.2010 Медицина и образование в Сибири [Электронный ресурс] : электрон. науч. журн. Новосиб. гос. мед. ун-та. -2010. - № 2. - Режим доступа: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=417 (07.12.2010). - Загл. с экрана.