Логистический подход к организации электронного обучения в НГТУ

На сегодняшний день внедрение элементов электронного обучения в образовательных программах университетов практически стало повсеместным. Однако пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательный, используемый по желанию преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения информационно-коммуникационных технологий невозможно. Использование элементов электронного обучения должно быть системным и использоваться в практике как рядового преподавателя, так и других сотрудников подразделений, отвечающих за учебный процесс. Известно, что процесс обучения базируется на трех составляющих:

  • педагогической, определяемой набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса;
  • технологической, связанной с информационными технологиями, используемыми для разработки учебных курсов и учебного процесса в целом;
  • организационной, характеризующей специфику организационной структуры образовательного учреждения [2].

Несмотря на то, что в рамках традиционного очного и заочного обучения для достижения образовательной цели все компоненты процесса обучения играют важную роль, насущным становится вопрос об информационной логистике процесса обучения при комбинированной форме обучения (КФО) студентов в университете, т.е. организационная составляющая играет особую роль.

На сегодняшний день в НГТУ реализована система электронного документооборота «Деканат» Центра информатизации университета (ЦИУ), связывающая все подразделения университета в одну электронную среду.

КФО позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и возможности ИКТ-технологий, т.к. функционирует на базе электронной обучающей среды института дистанционного обучения (ЭСО ИДО), позволяющей организовать процесс обучения студентов дистанционно [1]. Таким образом, в реализации комбинированной формы обучения в ИДО НГТУ параллельно участвуют две системы. От того, насколько удастся консолидировать усилия подразделений, опирающихся в своей работе на эти системы и максимально интегрировать информационные потоки зависит эффективность организации учебного процесса и эффективность технологии в целом. При реализации КФО главную роль играет разумное распределение обязанностей и сфер ответственности между структурными подразделениями. Возможная схема распределения ответственности и движения информационных потоков между традиционным деканатом (Деканат) и структурой, осуществляющей электронную поддержку процесса обучения, приведена на рис. 1.

Рис.2.1.

Если обязанности работников деканатов не требуют особой подготовки для их осуществления (оформление и выдача студенческих билетов, зачётных книжек, формирование личных дел студентов, подготовка и оформление приказов и др.), то менеджер ОДОТ выполняет качественно новые для университета функции, такие как: консультативную (помогает в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.); организаторскую (осуществляет организацию учебного процесса), менеджерскую (управленческую) функцию процесса обучения, посредническую (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), проектную (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д.

Именно согласованные и организованные действия вышеназванных структур и определяют успешное осуществление учебного процесса в ИДО университета.

Литература

  1. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 400 с.
  2. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. В. Казанская [и др.] // Высш. образование в России. – 2007. – №12. – С. 94-99.
01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22-24 сент. 2010 г.). - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. - С. 142-144.