В данной работе приведены результаты оценки качества электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), полученные в процессе реализации проекта «Разработка комплекта нормативных документов, определяющих уровень подготовленности ППС для работы в информационной образовательной среде» (Инновационная образовательная программа НГТУ, 2007-2008 гг.).
В статье рассматриваются вопросы реализации электронного обучения в различных формах обучения. Основные акценты поставлены на вопросах качества электронного обучения в рамках дистанционной формы и формирования дополнительных компетенций преподавателей вуза для реализации учебного процесса.
В соответствии с представленной классификацией виртуальных моделей, тренажеров и лабораторий предложены основные подходы создания среды построения виртуальных моделей и демонстраций, предназначенной для пользователей (преподавателей), не обладающих специальными знаниями и навыками в области разработки веб-ориентированных виртуальных моделей.
Рассматривается проблема выбора программной платформы электронного обучения в вузе и возможные варианты ее решения. Описаны программные системы электронного обучения, созданные на базе Института дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета и опыт их использования в учебном процессе университета.
В статье рассматриваются вопросы перспектив развития электронного обучения в различных формах обучения. Основные акценты поставлены на вопросах эффективного использования элементов электронного обучения в учебном процессе.
В настоящее время преподавателю вуза предъявляются все более высокие требования. От современного преподавателя ожидают наличия знаний и навыков использования в своей педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологии электронного и дистанционного обучения.
Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Обучаться в старшей школе по определённому профилю хотели бы не менее 80 % школьников. Такие данные приводятся в Минобрнауки. Результаты этих исследований в полной мере соответствуют психолого-педагогическим исследованиям педагогов. Например, Э. Х. Эриксон считал, что в этом возрасте характерно определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, выбор профессии, формируется идентичность подростка. Именно поэтому проекты вузов, направленные на специализированную подготовку абитуриентов, сообразны человеческой природе, что способствует успешности дальнейшего обучения студента в университете.
В Институте дистанционного обучения (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем электронного обучения (ЭО). Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace (система сопровождения учебного процесса DiClass, система создания и управления учебными курсами DiDesk, система тестирования DiTest). Они предназначены для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.
Создание в образовательной организации системы управления качеством — сложная и многоаспектная задача. Основная ее цель — реализация и поддержание процессов постоянного совершенствования. Основа для принятия управленческих решений — система мониторинга всех составляющих качества, которая должна находиться в тесном соответствии с моделью менеджмента качества и предоставлять достоверную информацию о результатах мониторинга и оценки качества.
Наш университет, являясь одним из крупнейших вузов, имеет разветвленную сеть филиалов и представительств в регионе. Кратко охарактеризовав каждый из них, мы остановимся на том, что было сделано в текущем году, затронем вопросы доходов от филиалов и представительств, а также охарактеризуем основные проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться на сегодняшний день.