Конфигурирование электронной среды обучения в соответствии с особенностями организации образовательного процесса в вузе

В Институте дистанционного обучения (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем электронного обучения (ЭО). Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace [1] (система сопровождения учебного процесса DiClass, система создания и управления учебными курсами DiDesk, система тестирования DiTest). Они предназначены для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.

Накопив достаточный опыт разработки и эксплуатации разработанных программных продуктов в университете, было принято решение поменять существующую концепцию в следующей версии DiSpace, которая обладала бы функциональными возможностями всех существующих на текущий момент продуктов, но имела следующие принципиальные отличия:

  • программы объединены в единую систему с общим модулем авторизации, т.е. они не являются самостоятельными продуктами, а модулями одной системы;
  • архитектура системы основана на использовании рабочих пространств.

Рабочие пространства – это конфигурация программной системы, обладающая своими пользователями и настраиваемыми характеристиками. Система может поддерживать неограниченное количество рабочих пространств. Все пользователи в рамках своего рабочего пространства наделены определенными ролями. Наименования и набор ролей, а также привилегии, которые дает роль, могут быть заданы в каждом рабочем пространстве по-разному. Таким образом, один и тот же пользователь может иметь роль с названием «преподаватель» в разных рабочих пространствах, но возможности будут различаться. Рабочие пространства, роли и их полномочия, устанавливаются администраторами системы (первый уровень) один раз при создании пространства и однозначно определяют права всех подключенных пользователей системы. Администраторы рабочих пространств (второй уровень) могут провести детальную донастройку своего пространства.

Ядро системы обеспечивает: взаимодействие с базой данных системы, авторизацию пользователей, создание и настройку рабочих пространств, разграничение прав доступа, подключение и взаимосвязь других модулей и др. Все ранее созданные программные продукты DiClass, DiDesk и DiTest были модифицированы в качестве модулей, которые можно подключить к каждому рабочему пространству на уровне Ядра. Управление пользователями данного рабочего пространства так же является одним из модулей, подключенных к Ядру. Архитектура системы позволяет легко изменять набор модулей.

Рабочие пространства нужны для того, чтобы естественным образом разграничить доступ к информации системы. Например, пользователь, относящийся к заочному обучению, автоматически будет иметь доступ к студентам (если это преподаватель) или курсам, отнесенным только к заочному обучению.

Организационные особенности процесса обучения, например деление периода обучения на семестры (в случае очного обучения в университете), на четверти (довузовская подготовка в школе), либо дни (различного рода подготовительные и обучающие курсы), требуют возможности гибкой настройки электронной среды обучения под различные целевые группы. В зависимости от указанных администратором целевых групп обучения для каждого рабочего пространства, меняется не только терминология временных единиц этапов обучения (к примеру, не «семестр», а «четверть» или «день»), но так же смена семестра обучения, либо четверти в учебном году.

Новая система обеспечит качественно новый уровень сопровождения процесса электронного обучения. Концепция рабочих пространств позволяет выйти на рынок услуг аутсорсинга, который становится все более привлекательным для вузов. Это особенно актуально для учебных заведений, которые только сейчас делают первые шаги в развитии инфраструктуры электронного обучения и не имеют достаточно квалифицированного персонала для поддержки и развития программной платформы собственными силами. Им будет предложено размещение курсов на сервере ИДО и проведение обучения в программной среде DiSpace. В этом случае снизятся затраты на первоначальное внедрение системы e-learning, а также ее поддержку и развитие [2].

Литература

  1. Юн С.Г. Программные платформы электронного обучения / Электронное обучение в традиционном университете: сб. статей / отв. ред. Г.Б. Паршукова, О.В. Казанская. – Новосибирск: Изд-во НГТУ; 2010.-134 с.
  2. Юн С. Г., Ильин М. Э. Опыт использования программных систем электронного обучения в вузе // Новые образовательные технологии в вузе : материалы VII Междунар. науч.-практ. конференции (Россия, Екатеринбург, 2–4 фев. 2011 г.). – Екатеринбург – С. 526-532.
01.01.2011 Десятая международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития» : сб. материалов конф., 28-29 сентября 2011 г. - Томск, 2011. - С. 141-143.