Перспективы развития электронного обучения

Дистанционная форма обучения в высшем образовании в настоящее время претерпевает существенные изменения за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: оперативно обмениваться учебной информацией, вне зависимости от временных поясов; создавать систему массового непрерывного самообучения и переподготовки кадров в различных отраслях; предоставлять равные возможности всем гражданам независимо от социального положения и проживания в России и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации; снизить затраты на обучения за счет уменьшения транспортных расходов и пр.; проводить одновременное обучение большого количества студентов, объединяя их в виртуальные группы и потоки; повысить качество обучения за счет применения современных образовательных ресурсов, электронных библиотек и делая учебный процесс «прозрачным»; создавать единую информационную образовательную среду.

Особенностью комбинированной формы обучения (КФО), реализуемого в НГТУ, является сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете [1-3]. Очная часть обучения – это все запланированные по учебному плану учебные мероприятия, в ходе которых начитываются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр НГТУ. Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ: http://ido.nstu.ru с помощью семейства программных продуктов DiSpace.

С начала внедрения элементов электронного обучения в различные формы образования НГТУ уже прошло более шести лет и есть возможность подвести некоторые итоги работы, выделить проблемные моменты и наметить направления работ на перспективу.

На сегодняшний день можно выделить следующие направления использования элементов электронного обучения в учебном процессе:

  1. образовательные программы высшего профессионального образования реализующиеся:
    • в очном режиме для широкого спектра целевых групп (студентов традиционных форм образования, проживающих в удаленных районах СФО, обучающихся в Институте социальной реабилитации, а также соотечественников, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья);
    • в заочном и очно-заочном режиме, в том числе комбинированная форма, по программам второго высшего образования;
  2. образовательные программы непрерывного образования:
    • довузовское дистанционное обучение (курсы по дисциплинам программы довузовской подготовки, тренажеры по подготовке к ЕГЭ и к экзаменам по материалам университета);
    • поствузовское, например, обучение в магистратуре;
    • курсы для слушателей элегантного возраста;
  3. образовательные программы дополнительного профессионального образования:
    • по направлениям Учебных и Учебно-научных Центров университета;
    • по программам факультета повышения квалификации для преподавателей и учителей СФО;
    • обучение практическим навыкам по работе в электронной среде обучения преподавателей и специалистов системы образования Новосибирска;
  4. формирование института экспертов в области электронного обучения с выдачей соответствующих сертификатов;
  5. разработка ресурсной базы для обучение русскому языку как иностранному;
  6. способствование развитию корпоративного электронного обучения в организациях города при предоставлении платформы электронного обучения и осуществлении технологической и методической поддержки.

Если принять в качестве основных трендов развития электронного обучения в ВУЗе все вышеперечисленное, то перед структурным подразделением осуществляющим электронную поддержку встает ряд первостепенных задач:

Во-первых, это развитие методологии и разработка организационно-технологических основ реализации программ ВПО и ДПО в электронной среде обучения, формирование стандарта на состав электронных учебно-методических комплексов, а также создание системы оценки качества ЭУМК и электронного обучения в целом.

Во-вторых, совершенствование программного обеспечения и режима работы электронной среды обучения (ЭСО).

В-третьих, обучение профессорско-преподавательского состава приемам эффективной работы в (ЭСО).

В-четвертых, решение проблемы коммерциализации электронного обучения.

В современных условиях, в отсутствие нормативной базы регламентирующей применение технологий электронного обучения в отечественных университетах, внедрение ИКТ носит скорее случайный характер и зависит от во многом от воли руководства, энтузиазма преподавателей и наличия/отсутствия источников финансирования дополнительной внеаудиторной работы преподавателей затраченной на создание электронных учебных материалов.

Для эффективного использования электронных технологий обучения необходима переструктуризация всего учебного процесса, которая бы включала в себя:

  • разработку специального учебного плана, учитывающего специфику электронного обучения (одна очная сессия в учебном году, подготовка ЭУМК, проведение вебинаров, дистанционных семинаров и пр.);
  • разработку нормативно-регламентирующих документов внутри университета, описывающих технологию электронного обучения, включая методику проведения коммуникативных процедур, дистанционных семинаров и пр.

Использование ИКТ для повышения качества обученности студентов зависит от целого ряда факторов, как человеческих так и технических, среди которых на первом месте, безусловно, стоит личность преподавателя, качество его электронных учебных материалов, удобство работы в электронной среде обучения, надежность работы сетей и пр.

Несомненно, что применение ИКТ во всех формах образования обладают еще недостаточно раскрытым и эффективно используемым потенциалом и ищут до сих пор свою «нишу» в традиционных формах образования.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Андрюшкова, О. В. Bleanded Learning в программах высшего образования / О. В. Андрюшкова, О. В. Казанская // Материалы III Российской научно-методической конференции «Профессионально-компетентная личность в мировом образовательном пространстве: Дистанционное образование: проблемы качества и перспективы развития», 4-5 июня 2009 г. — Новосибирск, 2009. — С. 11-13.
  2. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. Казанская, О. Андрюшкова, Д. Емелин, А. Козлова // Высш. образование в России. – 2007. – № 12. – С. 94-98.
  3. Работа преподавателя в электронной образовательной среде НГТУ : учеб. пособие / О. В. Андрюшкова, Г. Б. Паршукова, О. Н. Протасова, О. В. Казанская. − Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. − 48 с.
01.01.2011 V Международная выставка-конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Moscow Education Online», 19-21 октября, Holiday inn Sokolniki Moscow : сб. материалов. – М. : ООО «Синергия Экспо», 2011. – С. 29-31.