В статье рассматриваются вопросы реализации электронного обучения в различных формах обучения. Основные акценты поставлены на вопросах качества электронного обучения в рамках дистанционной формы и формирования дополнительных компетенций преподавателей вуза для реализации учебного процесса.
В соответствии с представленной классификацией виртуальных моделей, тренажеров и лабораторий предложены основные подходы создания среды построения виртуальных моделей и демонстраций, предназначенной для пользователей (преподавателей), не обладающих специальными знаниями и навыками в области разработки веб-ориентированных виртуальных моделей.
Рассматривается проблема выбора программной платформы электронного обучения в вузе и возможные варианты ее решения. Описаны программные системы электронного обучения, созданные на базе Института дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета и опыт их использования в учебном процессе университета.
В статье рассматриваются вопросы перспектив развития электронного обучения в различных формах обучения. Основные акценты поставлены на вопросах эффективного использования элементов электронного обучения в учебном процессе.
В Институте дистанционного обучения (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем электронного обучения (ЭО). Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace (система сопровождения учебного процесса DiClass, система создания и управления учебными курсами DiDesk, система тестирования DiTest). Они предназначены для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.
Создание в образовательной организации системы управления качеством — сложная и многоаспектная задача. Основная ее цель — реализация и поддержание процессов постоянного совершенствования. Основа для принятия управленческих решений — система мониторинга всех составляющих качества, которая должна находиться в тесном соответствии с моделью менеджмента качества и предоставлять достоверную информацию о результатах мониторинга и оценки качества.
Наш университет, являясь одним из крупнейших вузов, имеет разветвленную сеть филиалов и представительств в регионе. Кратко охарактеризовав каждый из них, мы остановимся на том, что было сделано в текущем году, затронем вопросы доходов от филиалов и представительств, а также охарактеризуем основные проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться на сегодняшний день.
В предлагаемом читателю юбилейном сборнике «Развитие дистанционного и электронного обучения в информационной образовательной среде университета» собраны отдельные публикации сотрудников Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета за последние 5-6 лет.
Рассматривается проблема влияния компетенций тьютора на качество дистанционного обучения. Дана характеристика профессиональной деятельности тьютора как высококвалифицированного сотрудника. Особое внимание уделено управленческой, преподавательской и коммуникативной компетенции. Сделан вывод о необходимости тщательного отбора кандидатов, связанного с учетом нейродинамических особенностей личности и наличием необходимых управленческих компетенций.
На сегодняшний день внедрение элементов электронного обучения в образовательных программах университетов практически стало повсеместным. Однако пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательный, используемый по желанию преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения информационно-коммуникационных технологий невозможно. Использование элементов электронного обучения должно быть системным и использоваться в практике как рядового преподавателя, так и других сотрудников подразделений, отвечающих за учебный процесс.