Требования современного рынка образовательных услуг заставляют преподавателя искать и максимально использовать в своей преподавательской деятельности возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Та информация, которая раньше записывалась на доске и часто была плохо видна, с помощью планшета появляется на экране. Таким образом, ее хорошо видно из любой точки аудитории. Конечно, иллюстративные материалы в формате PowerPoint сами по себе позволяют сделать информацию наглядной, однако использование дигитайзера предоставляет студентам дополнительные средства наглядности и акцентуации наиболее важной информации.
В настоящее время дистанционная форма обучения в высшем образовании претерпевает существенные изменения и зачастую в зарубежных университетах отдается предпочтение комбинированной (blended) форме обучения. В нашем университете внедрение комбинированной формы (КФ) обучения было начато в августе 2005 года и имеет следующие организационные аспекты.
Организация и внедрение электронного обучения в университете является основным направлением Программы информатизации Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), в реализации которой принимает участие каждое образовательное подразделение. Большую работу в данном направлении ведут Институт дистанционного образования, Научно-методический центр и Факультет повышения квалификации НГТУ.
В статье рассмотрены вопросы влияния процессов информатизации на развитие как личности, так и региона в целом. Подчеркивается в данном процессе отсутствие культурологического направления. Авторы предлагают проведение исследования культурологического характера процессов информатизации образования, что позволит определить различные модели ИКТ-компетенций населения региона.
Бурное вовлечение в развитие страны информационных технологий, в том числе в образовании, обусловлено тенденциями развития экономических, политических и социальных процессов современного мира. Основная направленность этого глобального процесса -преодоление цифрового неравенства («digital divide»).
Высшее учебное заведение на основе своего видения или под влиянием внешних требований создаёт свою собственную систему гарантий качества образования. Основываясь на утверждении, что качество – многоаспектное комплексное понятие, необходимо говорить о качестве процессов, качестве ресурсов (человеческих, материальных, учебно-методических, информационных и пр.), качестве нормативной базы, качестве результатов, качестве социального партнерства и пр. В последнее время многие вузы создают и сертифицируют системы менеджмента качества (СМК), основанные на использовании различных моделей. Однако важным является не столько создание СМК вуза и ее сертификация, сколько поддержание системы в актуальном состоянии и запуск процессов постоянного совершенствования качества.
Метод проектов был разработан американским педагогом У. Килпатриком в 20-е годы ХХ века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов — предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
В настоящее время все вузы России претерпевают масштабные изменения, важнейшим направлением которых является информатизация образования. Одним из ключевых факторов эффективности любой организации в условиях изменений является эффективность внутриорганизационной коммуникации, которая может осуществляться с помощью комплекса средств и ресурсов, в том числе печатных и электронных изданий [1-4]. В Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) для информационной поддержки программы информатизации университета с 2004 года выпускается бюллетень «Информационные технологии в образовании». Издание ориентировано на различные целевые группы, отличающиеся друг от друга по уровню владения информационными технологиями и по степени вовлеченности в процесс информатизации.
Интенсивные разработки корпоративных, информационных систем в настоящее время идут во многих университетах страны. В рамках корпоративной информационной системы Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разрабатывается система автоматизированного мониторинга компетенций студентов.