Социально-экономические и культурологические исследования влияния информатизации на региональное развитие

The article devotes to influence of ICT on personal and regional development. The authors focus on lack of cultural aspects in the process ICT integration into education. The authors propose to study these aspects aimed to development of definitions of ICT competence for population of a region.

Качество жизни, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума». Изучение качества жизни позволяет определить факторы, которые способствуют улучшению жизни и обретению ее смысла.

Среди рекомендуемых ВОЗ критериев качества жизни − доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации [1].

Качество нашей жизни определяется не только уровнем развития экономики, науки и технологий. Доступ к культурным ценностям человечества, возможность развивать творческие способности, реализовать идеи, удовлетворять культурные потребности, наконец, просто иметь возможность быть культурным человеком – эти аспекты тоже входят в понятие качество жизни. Развитие культуры неразрывно от экономического развития нации. Недооценка этого момента искажает или тормозит процесс развития в целом. Т.е., чтобы наша жизнь улучшалась необходимо развивать все ее аспекты.

В настоящее время появляется новое понятие качество культуры − культурологические измерители качества жизни (индикаторы доступности для населения – детей, молодежи, зрелого населения, стариков – театра, музыки, кино, живописи, библиотек и др.; особым индикатором качества культуры личности и качества интеллекта выступает разнообразие «речевого языка» и динамичность чтения).

По мнению Ю. Крупнова «практическое значение категории качества жизни состоит, прежде всего, в способности конкретно задаваемой для данной личности или общности нормы выступать формой представления и обеспечения достоинства и свободы людей». Задаваемые в качестве необходимых, должных характеристики качества жизни для конкретной личности или общности определяют для них желаемый образ будущего и носят проектный характер, что и позволяет их использовать в качестве универсального управленческого инструмента.

Качество жизни носит интенсивный характер, поскольку характеризует субъектность населения, т.е. фактическую дееспособность различных общностей и каждой отдельной личности. Из этого, в частности, следует, что качество жизни ни при каких обстоятельствах не может быть сведено к потребностям и социально-экономическим благам: дееспособность есть не следствие благ, а их причина или безотносительное к ним основание. При этом применение категории качества жизни носит не менее объективный характер, чем иные категории, которые характеризуют социально-культурное и экономическое благополучие, например, уровень жизни.

Таким образом, качество жизни характеризуется реализацией заданных в качестве нормы устойчивых состояний личности и общности, т.е. устойчивых элементов самодеятельного населения [12].

Развитие региона зависит от развития личности, а развитие личности зависит от развития региона. Таким образом, чтобы изменить жизнь к лучшему, следует влиять как на развитие личности, так и на уровень социально-экономического развития региона. По нашему мнению, в настоящее время больше внимание уделяется развитию региона в целом. В то время как, перенос акцента на личностный фактор существенно может повлиять на улучшение ситуации в целом. Позитивно влиять на совершенствование личности можно через развитие или усиление ее компетенций.

Авторы документа под названием «Values and Vision: The Contribution of Culture» («Значение и перспективы: культурный вклад») отметили, что за десять лет финансирование культурной отрасли увеличилось более чем вдвое. При этом «творческая экономика» растет на 8 процентов в год, что существенно превосходит другие сектора британской промышленности. « Если снижение финансирования не произойдет, то деятели искусств обещают Лондону и Британии мировой уровень культуры в ближайшие годы. Также авторы манифеста рассчитывают создать «общество уверенных, творческих и образованных людей, граждане которого могут свободно общаться, выражать свои идеи и убеждения, свою личность».

Без культурных услуг и культурных событий местные сообщества {общины} умирают. Культурные учреждения обеспечивают клей, который связывает также различные сообщества между собой. Культура привлекает людей к территории (региону), также как хорошие школы, жилье или транспорт и создает окружающую среду, в которой могут успешно развиваться другие отрасли промышленности, товары и услуги.

Регионы не могут процветать без культурных событий, которые помогают нам осмыслить себя и наше наследие [2].

В России также происходит понимание того, что от культуры зависит развитие региональной экономики.

Многие авторы, описывающие феномены социокультурной деятельности (например, высшего профессионального образования) отмечают, что процесс оказания социокультурной услуги всегда протекает в определённом региональном контексте, в регионально стратифицированной экономической и социальной среде.

Данное обстоятельство предопределяет возможность (и необходимость) рассмотрения информатизации социокультурной сферы, как регионального явления, его анализа в контексте регионального пространства.

Представляется, что проблема качества жизни базируется на онтологических основаниях, на понимании, того, что региональная экономика, испытывает влияние региональных социокультурных факторов по целому ряду основных аспектов:

  • социальному, учитывая, что сферы культуры, науки и образования достаточно трудоёмкий сектор экономики, размещение социокультурных объектов может позитивно влиять на решение проблем занятости, ? в том числе и молодёжи;
  • политическому, обеспечивая высокую активность и разнообразие политической среды, и высокую культуру политических отношений в регионе;
  • демографическому, поскольку, привлекая в регион молодёжь, вузы, научные учреждения, концертные, театральные и филармонические организации в условиях демографического кризиса сибирских регионов, способны позитивно влиять на его разрешение;
  • культурному, вследствие, того, что социокультурные учреждения генерируют специфическую культурную среду своего региона, через различного рода культурные инновации и сохранение культурного разнообразия своих территорий;
  • инновационно-технологическому, благодаря научно-техническому потенциалу таких социальных институтов, как образование и наука, в регионах происходит генерирование и тиражирование, трансляция передовых технологий, инновационных форм организации науки и инновационного бизнеса;
  • собственно экономическому, обеспечивая восстановление рабочей силы, обеспечивая приток рабочей силы в регион, а следовательно, способствуя росту предпринимательской активности, предопределяет более выигрышное позиционирование региона в межрегиональной экономической конкуренции, в складывающейся системе геоэкономических отношений «центр − периферия».

Органично имплантируясь в региональный контекст, система высшего образования, с одной стороны, активно «работает» на общую терцеризацию мезоэкономической среды (рост в хозяйственной структуре сферы услуг), с другой, − создаёт дополнительные ресурсные, информационные, организационные и иные условия для внедрения в систему региональной экономики различного рода технологических, экономических и иных инноваций.

Высшие учебные заведения (особенно ведущие, с мощным интеллектуально-техническим потенциалом) на этом этапе становятся (либо потенциально способны стать) своеобразными «инкубаторами» элементов новой сферы народного хозяйства − информационной индустрии, как отрасли − лидера новой технологической (информационной) волны. Особенность информационной индустрии − ее многофункциональность, заключающаяся в том, что она одновременно традиционная инфраструктурная отрасль (связь), совокупность новейших наукоемких отраслей промышленности, сфера интеллектуального труда и сфера специфических, информационных услуг, что предопределяет её полную комплиментарность с системой высшего профессионального образования [3].

Развитие экономических, политических и социальных процессов современного мира, начала 90−ых годов, потребовало изменения парадигмы развития компетентностного подхода, формулировки основных компетентностей личности. Инициатором этих новых подходов в компетенциям личности явилась Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development − OECD). Информационно-коммуникационные компетенции являются ключевыми компетенциями личности (key competencies), которые европейский союз ставит в разряд важнейших компетенций, необходимых для жизни в 21 веке [4].

В рамках компетентностного подхода компетенция определяется как способность реализовать полученные знания и умения в конкретной ситуации. Компетенция в области ИКТ – это квалификационная характеристика личности, взятая в момент его деятельности, связанной с использованием ИКТ.

Безусловно, что уровень ИКТ-компетенций жителей региона влияет на качество жизни отдельного человека и региона в целом. Владея ИКТ компетенциями мы имеем возможность, образно говоря, вхождения в мировое пространство, а именно в информационное, культурное, образовательное, социальное, экономическое пространство. В информационном пространстве каждый человек обеспечивает себе, как минимум, возможность быть вовлеченным в мировую информационную среду, доступ к знаниям, информации, информационным услугам. Региональные власти могут создавать информационные системы с целью создания, организации и распространения информационных ресурсов.

Вовлеченность в мировую социокультурную среду, расширенный доступ к культурным ценностям, знакомство с культурой других народов, возможность реализовать творческие способности – все это возможности для личности, которая имеет доступ в мировое культурное пространство. Преимущества для региона, в целом − возможность межкультурных коммуникаций, формирование культурного сообщества, повышение уровня культуры населения, сохранение культурного разнообразия, развитие культурных ценностей.

Социальный аспект развития и использования ИКТ-компетенций для личности – это вовлеченность в мировую социокультурную среду, возможность общения, возможность участия в политической и общественной жизни и т.д. Региональные власти могут проводить мониторинг общественного мнения. Усиливаются процессы формирования институциональных механизмов развития гражданского общества − профессиональные сообщества, ассоциации учебных заведений вертикального и горизонтального типа. Таким примером может быть Сибирский открытый университет. Также уменьшаются социально-экономические различия.

Вовлеченность в образовательное пространство благодаря ИКТ-компетенциям дает личности возможность использования электронного обучения, расширенный доступ к высшему и дополнительному образованию. Для региона в целом есть вероятность повышение качества образования, возможность повысить квалификацию служащих. Создается новый облик учащегося и преподавателя, использующих ИКТ-технологии, повышается общая грамотность через доступ к информационным ресурсам.

Владея ИКТ-компетенциями личность имеет возможность адаптации к новым экономическим условиям, расширенную возможность поиска работы, повышает свою конкурентноспособность на локальном и глобальном рынках труда, вовлекается в мировое разделение труда. На региональном уровне расширяется рынок труда, повышается эффективность работы служащих, улучшается инвестиционная привлекательность региона, что ведет к экономическому росту.

Важнейшим каналом формирования уровня ИКТ-компетенций населения регионов России является сфера образование. Необходимым условием формирования ИКТ-компетенций является информатизация региональных систем образования. В этой области налицо явные диспропорции, обусловленные как уровнем социально-экономического развития региона, так и степенью управляемости процесса информатизации.

Кроме того, следует констатировать низкий уровень ИКТ-компетенций субъектов высшего профессионального образования. Мнение о том, что современное поколение студентов владеет информационными технологиями, ошибочно, поскольку опирается на эмпирический опыт отдельных преподавателей. В некоторых случаях мнение преподавателей не может быть экспертным.

Нет сомнений, что для успешности процесса информатизации региональных систем образования необходимо наличие реально доступных населению: технических средств, специальных образовательных программ, инструментов, технологий и т.д.

Бурное вовлечение в развитие страны информационных технологий, в том числе в образовании, обусловлено тенденциями развития экономических, политических и социальных процессов современного мира. Основная направленность этого глобального процесса – преодоление, так называемого цифрового неравенства («digital divide») [5].

В качестве проблемной ситуации нам видится конфликт между уровнем развития современных ИКТ в мире и уровнем использования их в России, что приводит к усилению интеллектуальной дифференциации между гражданами, использующими и не использующими современные ИТ, имеющими и не имеющими доступ к ним. В настоящее время достаточное количество экспертов отсутствие доступа к ИТ определяет как новый вид социального неравенства и связывает это с невысоким уровнем информатизации в России.

Поскольку процессы информатизации образования в России идут неравномерно, нет ясной картины, то трудно предположить направления дальнейшего развития информатизации. Отсутствует четкое представление, как информатизация влияет на повышение качества образования, улучшение ИКТ-компетенций населения, на вовлечение трудовых ресурсов в мировое разделение труда.

Несмотря на ряд программ, как федерального так и регионального значения, отмечается достаточная спонтанность этого процесса. Можно говорить об отдельных аспектах влияния процесса информатизации на социально-экономическое и культурное развитие региона. Следует сказать, что уровень ИКТ компетенций жителей региона существенно влияет на их качество жизни и проблема «digital divide», продолжает оставаться актуальной.

Подчеркнем еще раз основные проблемы, на наш взгляд, в данной ситуации:

  • уровень социально-экономического развития региона;
  • малая степень управляемости процесса информатизации, его спонтанность;
  • отсутствие ясной картины развития процесса, трудно предположить направления дальнейшего развития;
  • недостаточное понимание значимости происходящего (особенно культурологического осмысления процесса);
  • отсутствие четкого понимания, что информатизация влияет на повышение качества образования;
  • отсутствие системы подготовки кадров.

Фундаментальных исследований, результаты которых могли бы повлиять на развитии ситуации в данной области не проводилось. Отсутствует модельный инструментарий (модели, методики и программные средства) для целей отслеживания процесса информатизации и своевременного принятия управленческих решений в области информатизации социокультурной сферы. Так как процесс информатизации происходит не сам по себе, а вызван определенными объективными и субъективными предпосылками и, в свою очередь, происходящее в образовании и культуре влияет на развитие ситуации в регионе, то необходима постановка научной проблемы. В качестве таковой нам видится:

  • отсутствие системного взгляда на роль информатизации образования в развитии региона;
  • отсутствие системных научных исследований, направленных на получение новых знаний о закономерностях развития и функционирования процесса информатизации образования;
  • развитие информатизации ограничено: отсутствует культурологическая составляющая, преимущественное внимание уделяется технологическим и техническим аспектам;
  • культурологическое осмысление процесса информатизации недостаточно;
  • уклон на развитие региона, а не на развитие личности;
  • отсутствие системности в подходе к реализации процессов информатизации образования.

Исследование информационной компетентности современных студентов и преподавателей также важны, поскольку информационное разнообразие и количественный рост информации для целей современного образования невыяснен.

Именно поэтому необходимо проведение комплексного научного исследования. Это особенно актуально в связи с необходимостью развития систем открытого и дистанционного образования, когда доля самостоятельного поиска информации и её анализа существенно возрастает.

Мировой опыт, а также имеющиеся несистематизированные данные по информатизации образования в сибирском регионе, опыт работы авторов в регионе дают основание предполагать, что процесс информатизации образования позитивно влияет в целом на социально-экономическое развитие региона, так как повышается качество образования, формируются ключевые компетенций в области ИКТ, улучшается доступ к информационным ресурсам. В результате повышается качество жизни населения, обеспечивая включенность его в мировую информационную среду, мировой социально-экономический процесс [6,7,8]. Для подтверждения этой гипотезы, для выявления наиболее значимых факторов влияния, а также для реализации поддержки принятия адекватных управленческих решений в этой области необходимо проведение целого ряда исследований, которые в свою очередь требуют постоянного мониторинга процессов информатизации образования, всесторонней оценки их влияния на качество жизни. Актуальностью предлагаемых исследований является необходимость системного осмысления всех направлений процесса информатизации.

Основанием для работы является наличие данных по информатизации образования в Сибирском регионе, наличие методического и технологического обеспечения Так, например, проводилось исследование информационно-коммуникационной компетентности различных групп населения г.Новосибирска. Группа респондентов составила 199 человек [11].

В НГТУ в сотрудничестве с университетами региона и Сибирским открытым университетом разработана и внедрена методика оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования [10] и т.д..

Цель предлагаемых исследований:

  • выяснить уровень информационной компетентности субъектов образования;
  • подтвердить гипотезу;
  • выявить наиболее значимые факторы влияния;
  • разработать эффективные механизмы управления процессом информатизации образования в сибирском регионе. Предполагаемые результаты исследований:
  • будут разработаны концептуальные основы мониторинга информатизации единой образовательной информационной среды региона;
  • выявлены факторы влияния информатизации на развитие ключевых компетенций населения региона;
  • разработаны модели ИКТ-компетенций субъектов образования по уровням образования;
  • исследован информационный потенциал региональной системы образования;
  • сформулированы прогнозы развития информатизации образования.

Итогом работы будет:

  • всесторонняя оценка влияния процесса информатизации образования на качество жизни;
  • понимание как происходящее в образовании влияет на развитие региона (модель влияния);
  • системная реализация процессов информатизации образования;
  • влияние на институциональное развитие региона;
  • изменение социокультурного ландшафта региона;
  • реализация поддержки принятия адекватных управленческих решений в области информатизации образования.

Для достижения научного результата необходимо выполнить следующие этапы:

  • сформировать набор показателей, адекватно отражающих процессы информатизации образования и их влияния на различные стороны социально-экономического развития региона;
  • разработать методики и программной системы, реализующий автоматизированный мониторинг и хранение данных в хранилище данных с оптимизированной структурой;
  • провести первичную обработку данных, сформировать набор моделей, описывающих исследуемые явления;
  • разработать рекомендаций по согласованному планированию процесса информатизации.

Осознание необходимости проведения исследований, опыт мониторинга оценки качества образования с использованием ИКТ в рамках межрегионального взаимодействия, наличие квалифицированных кадров, результаты исследований в рамках проектов по ЕОИС, исследования в области гуманитарной информатики, научно-методическая работа в отдельных университетах, все это является предпосылками для проведения предлагаемых исследований.

В заключение следует отметить, что исследования культурологического характера процессов информатизации позволят сформулировать различные модели ИКТ-компетенций населения регионов, которые во многом зависят от уровня информационного развития образования, науки и культуры. Поскольку одна из важнейших ключевых компетенций формулируется именно, как компетентность в области применения информационных технологий, то несомненным является то, что её формирование зависит и от собственно образования – наличия специальных образовательных программ, от инструментов и технологий реально доступных населению. При этом необходимо отметить, что информационные технологии не просто должны быть доступны, но и активно используемы, поскольку использование современных технологий требует понимания новых путей, которые человек может использовать в своей гражданской, профессиональной и частной жизни. В конечном счете, именно подготовленность (компетентность) населения является основным фактором экономического развития регионов.

Опыт работы НГТУ в сотрудничестве с университетами региона и Сибирского открытого университета, академическим научным учреждением (ГПНТБ СО РАН) позволяет планировать разработку методологически обоснованной программной распределенной, web-ориентированной системы мониторинга оценки качества и информатизации образования и культуры в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. The World Health Organization is the United Nations=Международная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.who.int/about/en/
  2. Values and Vision: The Contribution of Culture [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.nationalmuseums.org.uk/images/publications/values_ and_vision_no_pics.pdf
  3. Рафикова Э.Р. Роль образования в системе формирования экономического потенциала региона // Сборник трудов конференции «Образование взрослых на юге России: проблемы и перспективы» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://rspu.edu.ru/article
  4. Information Literacy Competency Standards for Higher Education [Электронный ресурс] / American Library Association. – Режим доступа: http://www.ala.org/ala/acrl/acrlstandards/informationliteracycompetency.htm
  5. Digital Divide Network [Электронный ресурс] : A project of the Center for Media & Community at edc., inc. – Режим доступа: http://www.digitaldivide.net/
  6. Аймалетдинов, Т. А. «Высокие технологии» и проблемы информационного неравенства в России [Электронный ресурс] // Социол. исслед. − 2003. − № 8. − С. 121-126.
  7. Вершинская, О. Н. Адаптация населения к новым информационным технологиям: результаты социологических исследований [Текст] // Информ. о-во. − 1998. − № 1.
  8. Вершинская, О. Н. Информационный ресурс сокращения социально-экономического неравенства [Текст] // Информ. о-во. − 2001. − № 5.
  9. Окинавская хартия глобального информационного общества: Принята 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/okinhar.htm
  10. Казанская, О. В. Мониторинг информатизации образования как фактор повышения его качества / О. В. Казанская, Д. В. Емелин // Телематика 2006 : тез. докл. 13 Всерос. науч.–метод. конф., 5–8 июня 2006 г., Санкт−Петербург. – СПб., 2006. – Т. 1. Секция A. – С. 112-113.
  11. Паршукова, Г. Б. Информационная культура студентов гуманитарных специальностей как инструмент прогнозирования их успешной профессиональной деятельности / Г.Б. Паршукова, И.С. Геллер // Гуманит. науки в Сибири. − 2006. − № 4.
  12. Крупнов Ю. В. Лучшее в мире качество жизни [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.kroupnov.ru/position/2006/09/02/10438/