Планшет (digitizer) как средство управления лекцией-презентацией

Каким образом Вы интегрируете электронные лекции с использованием планшета в процесс обучения?

Я применяю планшет1 уже в течение двух семестров на лекциях по органической химии в лицее и на МТФ, а также при чтении курса общей химии для будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности на ФЭН. Наиболее эффективной сферой применения планшета оказались лекции с иллюстративными материалами в формате PowerPoint.

В этом семестре лекционных занятий в традиционном формате я не провожу. Однако на практических занятиях и лабораторных работах в моем распоряжении, к сожалению, только мел и доска. Но если бы была такая возможность, я бы с радостью применяла планшет и мультимедийный проектор и на практических занятиях.

Какие преимущества предоставляет планшет преподавателю?

  1. Планшет существенно уменьшает время на подготовку презентации, так как снимает необходимость набора большого количества сложных формул с использованием специальных программ (Chemical Equation Expert, ChemOffice и пр.).
  2. Он обеспечивает преподавателю возможность внести в содержание лекции оперативные изменения прямо на занятии, что делает процесс обучения достаточно гибким. При подготовке лекции-презентации не все моменты получается учесть заранее, а с помощью планшета можно добавлять информацию на экран без выхода из режима просмотра слайдов. В частности, можно по мере необходимости производить вывод уравнений и математические расчеты.
  3. Планшет позволяет наглядно продемонстрировать многие процессы, например, создание развернутой формулы органической молекулы, формирование молекулы из фрагментов и т.д. Особенно удобно это устройство при рассмотрении механизмов химических реакций.
  4. Он позволяет преподавателю восполнить недостаток интерактивности, в котором приверженцы мела и доски часто обвиняют электронные лекции. С его помощью во время лекции можно рисовать на экране, как на доске, только ярче и крупнее, а значит, доступнее и нагляднее для студентов. Кроме того, сейчас, когда эта технология используется у нас еще не очень широко, она вызывает у студентов удивление и любопытство, что позволяет удерживать внимание аудитории в течение всего занятия.
  5. Планшет дает возможность управлять просмотром слайдов с помощью беспроводной ручки, которая также выполняет функцию «мыши» во время демонстрации слайдов.

Какие преимущества планшет дает студентам?

Та информация, которая раньше записывалась на доске и часто была плохо видна, с помощью планшета появляется на экране. Таким образом, ее хорошо видно из любой точки аудитории. Конечно, иллюстративные материалы в формате PowerPoint сами по себе позволяют сделать информацию наглядной, однако использование дигитайзера предоставляет студентам дополнительные средства наглядности и акцентуации наиболее важной информации. Наконец, планшет дает студентам возможность оперативно получать от преподавателя ответы на свои вопросы и дополнительную информацию, включая «незапланированные» уравнения и формулы, в том же удобном, цветном и наглядном формате.

Какими Вы видите перспективы использования планшета в своей практике преподавания и в НГТУ в целом?

На основании своего опыта могу сказать, что, однажды начав работать с планшетом, очень скоро привыкаешь к нему как к необходимому инструменту, и если в аудитории по каким-то причинам нет возможности использовать это устройство, то лекция становится более сухой и безликой. Мне представляется, что в перспективе чтение лекций в НГТУ будет осуществляться с использованием не только презентаций PowerPoint, но и планшетов. Для этого, на мой взгляд, необходимо оборудовать поточные аудитории в нашем университете мультимедийными комплексами, включающими планшеты. Еще одним условием успешного использования планшета на занятиях является надежное программное обеспечение и постоянное обновление оборудования.

_______________________________________________________ 1Планшет (digitizer, graphic tablet) — дигитайзер, диджитайзер, цифрователь, графический планшет, графическое устройство ввода данных, графоповторитель. Устройство для преобразования (конвертирования) видеосигналов в цифровую форму, которое используют для ввода графической информации в компьютер.

01.01.2005 Информационные технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - № 2. - С. 13–14.