15 октября 2006 года завершился Всероссийский конкурс инновационных проектов аспирантов и студентов по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы», который проводился в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.
В настоящее время система образования высшей школы отстает от резкого роста новых информационных технологий. Это приводит к снижению качества образования. Обновление учебного материала не успевает за развитием науки. Традиционные учебные технологии не обеспечивают полного усвоения объема знаний. Узкопрофессиональное образование приводит к потере его фундаментальности. Все это происходит на фоне резкого увеличения спроса на образование. В этой ситуации информатизация образования может рассматриваться как один из путей преодоления этого кризиса.
В статье рассматриваются вопросы формирования региональной информационно-образовательной среды (ИОС) и интеграции в нее ИОС университета. Обсуждаются научные и научно-методические направления, стимулированные развитием ИОС, необходимость утверждения принципа открытости при создании ИОС всех уровней. Представлена деятельность Новосибирского государственного технического университета по созданию ИОС, развитию технологий управления обучением. The goal of this paper was to study the questions of the regional information educational environment (IEE) creation and integration of the university IEE in it. The authors discussed directions of scientific research in framework of the IEE development. The development of Novosibirsk State Technical University IEE was presented.
В статье предлагается типология компьютерных средств обучения, основанная на сопоставлении качеств, присущих электронным и печатным учебным изданиям, и выявлении специфических показателей, характеризующих только компьютерные учебные пособия. The article proposes typology of electronic learning materials based on analysis of their genre, structure, ways of presenting information and possibilities of integration into curriculum.
In this article the concepts of «informational and educational environment» and «informational and training environment» of the university are discussed. The principles and problems of formation informational and educational environment of the university are presented. Questions of organizational maintenance and some activity directions on formation informational and educational environment of Novosibirsk state technical university are considered. The items devoted to educational portal of NSTU, and the role of large universities in creation regional informational and educational environment are discussed.
Создание информационной образовательной среды университета в значительной степени обеспечивается сформированием и поддержкой сетевых образовательных ресурсов, представленных с помощью Web-сайтов его факультетов, кафедр, научных и учебно-исследовательских лабораторий.
В докладе рассматриваются возможности специализированного ресурсного центра «Информационные технологии в обучении языку» (ИТОЯ) для комплексного решения проблем подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка, русского языка как иностранного и иностранных языков в области компьютерной лингводидактики.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.
Необходимость внедрения информационной системы (ИС), автоматизирующей основные функции образовательного процесса, в настоящее время не вызывает сомнения ни у администрации, ни у сотрудников подразделений и служб вузов. При этом время локальных версий систем (например, в масштабах факультета) прошло, и речь идет о создании полнофункциональных ИС, увязывающих все основные структуры вуза (деканаты, кафедры факультетов, бухгалтерия, ПФО, приемная комиссия, студенческий отдел кадров и пр.).
Управление информационными ресурсами (Information Resources Management) организации как в бизнесе, так и некоммерческой сфере является в настоящее время, пожалуй, одним из самых быстро развивающихся направлений. От построения автоматизированных систем управления и управления данными, от развития корпоративных информационных систем менеджмент организаций переходит к управлению знаниями (knowledge management). Еще совсем недавно от подразделений, обеспечивающих использование информационных технологий, в первую очередь требовалось, чтобы вовремя были обработаны необходимые объемы данных. Теперь же очевидно, что менеджмент информационных ресурсов организации, владея специфическими знаниями о технологиях и бизнес-процессах, может и должен знать общую структуру информационных потоков, что позволяет устранять недостатки сложившихся структур и таким образом повышать общую эффективность деятельности организации.