Восприимчивость обучающихся к работе с электронным учебником

В настоящее время система образования высшей школы отстает от резкого роста новых информационных технологий. Это приводит к снижению качества образования. Обновление учебного материала не успевает за развитием науки. Традиционные учебные технологии не обеспечивают полного усвоения объема знаний. Узкопрофессиональное образование приводит к потере его фундаментальности. Все это происходит на фоне резкого увеличения спроса на образование. В этой ситуации информатизация образования может рассматриваться как один из путей преодоления этого кризиса [Демкин В. П. Организация системы дистанционного обучения в Сибири // Вестник Ассоциации «Открытый университет Западной Сибири». – 1999. — № 1. — С. 29-33].

Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к развитию системы дистанционного образования (ДО). Основные преимущества ДО в том, что сохраняются все основные формы традиционного образования. При этом часть функций берет на себя компьютер, который становится неотъемлемой частью учебного процесса. Основой информатизации образования являются применение интерактивных обучающих мультимедийных систем, электронных пособий, замена части практических и лабораторных работ программными тренажерами.

Необходимой частью ДО является использование систем проверки знаний (тестирующих программ). При правильной организации процесса тестирования резко повышается ответственность учащихся, а также и объективность оценки. Однако компьютерное тестирование накладывает груз ответственности на испытуемого.

При работе с преподавателем всегда можно объяснить свою неудачу необъективным отношением или оправдать низкую оценку тем, что тестирующий не понял или не оценил ответа.

Преподавателя можно убедить поставить более высокую оценку. Любой человек неуютно чувствует себя, когда становится в положение обидчика. При выполнении формальных требований (посещение занятий и т.п.) преподаватель часто идет на уступку.

Часто проще поставить зачет или «тройку», чем объяснить, почему ты ее не поставил. Поэтому оценка компьютерного тестирования воспринимается более объективно.

Все это ощущается студентами. Жесткость компьютерного тестирования вызывает боязнь даже у людей с более высокой подготовкой.

Наряду с несомненными достоинствами непосредственная работа с компьютером имеет и ряд недостатков. Даже если предположить, что электронное учебное пособие основано на обобщении многолетнего опыта высококвалифицированного преподавателя, остается проблема взаимодействия ученика и компьютера.

Можно выделить ряд проблем, возникающих при работе с компьютером:

  • у многих людей вырабатывается стиль работы с компьютером, при котором вместо обдумывания решения о принятии правильного ответа начинается перебор вариантов. Творческий подход уступает место простому перебору. Вместо работы мысли развивается двигательная активность нажатия на клавиши;
  • существует проблема компьютерной зависимости. При долгой работе с компьютером люди, подверженные ей, впадают в состояние транса. Они могут проводить за компьютером долгое время без практической пользы;
  • преподаватель в аудитории может переключить работу при признаках усталости, разбудить процесс мышления. При работе с компьютером такой возможности нет;
  • повышается роль самостоятельной работы. Необходима повышенная мотивация учащихся.

В настоящее время система ДО ориентирована на наиболее способных и подготовленных, но не имеющих возможности получить обычное традиционное образование.

Целью создания электронных учебных пособий является расширение круга людей, способных работать с ними. Эта цель может быть достигнута регулировкой напряжения путем бессознательного цветового, звукового и визуального воздействия на психику. Для этого электронные обучающие системы должны включать как обязательный элемент подсистему оценки психоэмоциональных особенностей обучающегося. Должна решаться задача выбора адаптивного пути в электронном пособии; в зависимости не только от уровня подготовки, но и от типа процесса мышления и уровня развития обучаемого. Однако тестирование уровня интеллекта не должно предъявляться явно, а определяться через варианты изложения, конструирования текстов и рисунков, адаптивно выбираемых учащимся.

01.01.2000 Проблемы высшего технического образования : межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2000. - Вып. 15 : Программно-методическое обеспечение дистанционного образования. - С. 10-12.