Используя эмпирический подход, основанный на изучении принципов организации человеческой памяти и моделировании механизмов решения задач человеком, авторы описывают сетевую модель построения компьютерной среды адаптивного обучения, функционирующую на платформе программной системы DiSpace, разработанной в Институте дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета.
В центре внимания авторов статьи – новые, эффективные технологии обучения, в частности, электронное обучение (ЭО). Рассмотрены особенности организации и преимущества дистанционного обучения, являющегося одной из форм обучения на основе ЭО. Предложено использование программно-технического комплекса дистанционного обучения, разработанного Новосибирским государственным техническим университетом (НГТУ) и функционирующего на платформе семейства программных продуктов DiSpace. Показано, что наиболее приемлемой структурой образовательной сети в области обеспечения пожарной безопасности является структура сети на основе Учебного центра дистанционного обучения «Пожарная безопасность», разработанная в НГТУ и предназначенная для руководителей и специалистов образовательных (научных) учреждений. Центр обеспечивает поддержку электронного обучения и предоставляет различные функциональные возможности для обучающихся лиц и преподавателей.
Определены организационные мероприятия по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) в дистанционном режиме обучения (ДО) на примере программы «Пожарная безопасность» в учебно-методическом центре Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). Особое значение уделяется повышению требований к сопровождению процесса обучения, к составу и уровню компетенций преподавателя ДО. Описаны категории специалистов, осуществляющих сопровождение, и их функциональные обязанности. Описан программно-технический комплекс для ДО по программам ДПО.
В соответствии с представленной классификацией виртуальных моделей, тренажеров и лабораторий предложены основные подходы создания среды построения виртуальных моделей и демонстраций, предназначенной для пользователей (преподавателей), не обладающих специальными знаниями и навыками в области разработки веб-ориентированных виртуальных моделей.
Рассматривается проблема выбора программной платформы электронного обучения в вузе и возможные варианты ее решения. Описаны программные системы электронного обучения, созданные на базе Института дистанционного обучения Новосибирского государственного технического университета и опыт их использования в учебном процессе университета.
Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Обучаться в старшей школе по определённому профилю хотели бы не менее 80 % школьников. Такие данные приводятся в Минобрнауки. Результаты этих исследований в полной мере соответствуют психолого-педагогическим исследованиям педагогов. Например, Э. Х. Эриксон считал, что в этом возрасте характерно определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, выбор профессии, формируется идентичность подростка. Именно поэтому проекты вузов, направленные на специализированную подготовку абитуриентов, сообразны человеческой природе, что способствует успешности дальнейшего обучения студента в университете.
В Институте дистанционного обучения (ИДО) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем электронного обучения (ЭО). Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace (система сопровождения учебного процесса DiClass, система создания и управления учебными курсами DiDesk, система тестирования DiTest). Они предназначены для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.
Под центрами коллективного пользования (ЦКП) понимают организационные структуры, предоставляющие в ограниченное пользование ресурсы (компьютерную технику, помещения, специализированное оборудование, и т.п.). Одной из основных идей создания ЦКП в ВУЗах является обеспечение более качественной профессиональной подготовки практико-ориентированных специалистов, что подразумевает тесное сотрудничество с потенциальными работодателями. Центры коллективного пользования представляют собой удобную базу для проведения практических занятий и семинаров в рамках очных и заочных курсов, онлайн-конференций и других образовательных мероприятий.
В последние годы в вузах России все большее применение в учебном процессе находит компьютерное тестирование. Для его проведения существует множество программных систем, обладающих своими достоинствами и недостатками. В Новосибирском Государственном Техническом Университете (НГТУ) наиболее популярной является тестовая система DiTest v.1, разработанная Институтом дистанционного образования (ИДО) НГТУ. В настоящее время в системе функционирует более 270 комплектов тестовых заданий. Тестирование проходят студенты очной и заочной форм обучения, слушатели факультета повышения квалификации (ФПК). Для студентов комбинированной формы обучения итоговая аттестация в летнюю дистанционную сессию в форме компьютерного тестирования является обязательной.
С 1 июня 2009 г. работает новый сайт Института дистанционного образования.