Высшее образование претерпевает в настоящее время изменения, вызванные требованием времени. Меняется учебная деятельность участников образовательного процесса. Привычная организационная модель обучения уже не устраивает ни преподавателей с одной стороны, ни обучающихся с другой. Новые организационные модели обучения, базирующие на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) не используются должным образом.
В последние годы в вузах России все большее применение в учебном процессе находит компьютерное тестирование. Для его проведения существует множество программных систем, обладающих своими достоинствами и недостатками. В Новосибирском Государственном Техническом Университете (НГТУ) наиболее популярной является тестовая система DiTest v.1, разработанная Институтом дистанционного образования (ИДО) НГТУ. В настоящее время в системе функционирует более 270 комплектов тестовых заданий. Тестирование проходят студенты очной и заочной форм обучения, слушатели факультета повышения квалификации (ФПК). Для студентов комбинированной формы обучения итоговая аттестация в летнюю дистанционную сессию в форме компьютерного тестирования является обязательной.
В настоящее время университеты России понимают проблему качества подготовки абитуриентов как одну из самых важнейших. Качество образования выпускника школы напрямую связано с проблемой качества подготовки студентов вузах. Для абитуриентов, которые, в соответствии с законодательством РФ, имеют право сдавать вступительные экзамены по материалам вуза, в ЦДДО проводятся дистанционные подготовительные курсы.
В рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) НГТУ «Высокие технологии» Институтом дистанционного образования (ИДО) были разработаны новые программные продукты (а также новые версии разработанных ранее программ) для поддержки электронной среды обучения в нашем университете. Эти программные системы, служащие для поддержки электронного обучения как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса, образуют семейство продуктов, получившее название DiSpace.
Быстрый рост темпов жизни общества и стремительное развитие технологий в последнее десятилетие обуславливают необходимость в быстрых и эффективных методиках обучения. Скорость обучения при классической организации учебного процесса продолжает оставаться неизменно невысокой, а необходимый для изучения объем знаний из-за развития новых технологий растет, особенно на технических специальностях. На текущем этапе развития технологий требуется вывести на новый уровень как обмена формализованными знаниями, так и обмен опытом и мнениями в рамках учебного процесса. Была поставлена цель улучшить классический учебный процесс (УП) с помощью интенсивного использования интеллектуальных систем и средств коммуникаций.
Внедрение в образовательный процесс возможностей, которые предоставляются современными информационными и телекоммуникационными технологиями, привело к очередному этапу развития дистанционного обучения — появлению комбинированных (смешанных) форм обучения (blended learning), суть которых заключается в сочетании дистанционного обучения с использованием ИКТ-технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете.
С начала XXI века в дистанционном и комбинированном обучении все активнее используются видеотехнологии. С одной стороны, своеобразный ренессанс переживают традиционные видеолекции, предполагающие однонаправленную коммуникацию преподавателя со студентами, с другой – появляются новые интерактивные формы взаимодействия преподавателя и студентов в асинхронном и синхронном режимах с использованием видео.
Эволюция технологий электронного обучения детерминирована развитием высшего профессионального образования, а точнее модернизационными процессами последней четверти 20 века. Д. Карьер (1990) назвал главным фактором развития современного высшего образования его «массовость». Резко изменились характеристики современного студента: социальные, культурные и экономические, однако, несмотря на массовость, традиционная система высшего образования не может удовлетворить возрастающие потребности молодых людей. В этом контексте именно электронное обучение позволяет университетам обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги.
Современное высшее образование неотрывно связано с использованием в учебном процессе отдельных элементов электронного обучения, несмотря на то, что законодательная и нормативная база дистанционного и электронного обучения в России отсутствует. До тех пор пока технология электронного обучения только внедряется в учебный процесс или работает в экспериментальном режиме, вопрос об экспертизе качества электронных учебно-методических материалов и комплексов (ЭУМК) в целом и разработке регламентов обычно не ставится. Однако, при переходе к массовому использованию электронных материалов, например, при расширении спектра специальностей или увеличении набора, становится необходимым введение стандартов на различные составляющие технологии электронного обучения (ЭУМК, модули электронной системы обучения, оборудование рабочего места и т.д.).
Если рассматривать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как набор средств для телекоммуникаций, а в области образования – как набор средств для обучения в электронной среде, то неизбежно встает вопрос: для чего и как эти средства использовать?