Технология комплексной экспертизы электронных учебно-методических комплексов

Современное высшее образование неотрывно связано с использованием в учебном процессе отдельных элементов электронного обучения, несмотря на то, что законодательная и нормативная база дистанционного и электронного обучения в России отсутствует. До тех пор пока технология электронного обучения только внедряется в учебный процесс или работает в экспериментальном режиме, вопрос об экспертизе качества электронных учебно-методических материалов и комплексов (ЭУМК) в целом и разработке регламентов обычно не ставится. Однако, при переходе к массовому использованию электронных материалов, например, при расширении спектра специальностей или увеличении набора, становится необходимым введение стандартов на различные составляющие технологии электронного обучения (ЭУМК, модули электронной системы обучения, оборудование рабочего места и т.д.).

В НГТУ реализуется комбинированная форма обучения (КФО), которая сочетает в себе элементы очного обучения на базе НГТУ и дистанционного обучения с использованием электронной среды обучения университета (ЭСО НГТУ) [1-3]. В начале своего пути данная форма обучения охватывала немного специальностей и, поэтому количество и качество ЭУМК было достаточным для обеспечения учебного процесса. В настоящее время в НГТУ осуществляется набор и обучение более чем на десять специальностей и остро назрел вопрос о качестве значительного количества созданных и используемых ЭУМК [4-5]. Для этого предложена процедура комплексной экспертизы ЭУМК, которая позволит автору, получить статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ), который позволит повысить качество обучения по комбинированной форме. На рисунке 1 представлена технологическая схема проведения комплексной экспертизы ЭУМК.

Как видно из рисунка 1 в экспертизе ЭУМК участвует не одно подразделение НГТУ, что повышает достоверность определения качества материалов. На первом шаге ЭУМК подвергается содержательной экспертизе, что позволяет определить, соответствует ли материал целям, задачам учебной дисциплины и учебному плану специальности. На следующем шаге у авторов есть возможность доработать ЭУМК до категорий А, В и С. Данные категории предполагают различный состав ЭУМК, например категория А – это основной обязательный состав, в который входят: рабочая программа курса, методическое руководство по курсу, теоретические материалы, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, библиографический список.

Рис. 1. Схема проведения экспертизы ЭУМК

После получения одной из категорий А, В и С ЭУМК проходит ряд экспертиз, которые позволяют оценить качество каждого элемента комплекса по критериям эргономики, психологии, дизайна и технической составляющей. Для исключения возможных орфографических и стилистических ошибок предусмотрена редакционно-издательская обработка ЭУМК.

Пройдя все выше перечисленные экспертизы, ЭУМК претендует на статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ) НГТУ и регистрацию в ИНФОРМРЕГИСТРЕ НГТУ. Получив статус ОЭУИ, ЭУМК автоматически попадает в электронную научную библиотеку НГТУ. Вместе с этим процесс экспертизы предполагает, что у автора есть возможность поместить свои материалы в электронную научную библиотеку НГТУ на каждом шаге экспертизы.

На первый взгляд процесс экспертизы ЭУМК не производит впечатления простого и прозрачного, но он позволяет удовлетворить нескольким целям, для которых процесс экспертизы был разработан. Во-первых, это обеспечение качества ЭУМК, используемых для студентов комбинированной формы, во-вторых, уменьшение сроков подготовки ЭУМК к получению грифа официального электронного издания НГТУ, в третьих, что очень важно, обеспечение защиты авторских прав преподавателей.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Программа повышения квалификации «Организационные модели электронного обучения» / О. В. Казанская, О. В. Андрюшкова, С. Г. Юн, О. Н. Протасова, Н. А. Кочетурова // Педагогические и информационные технологии. Менеджмент в образовании : сб. программ повышения квалификации. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. – Блок 5. – С. 142–170. – (Приоритетные национальные проекты. Образование).
  2. Андрюшкова О. В. Bleanded Learning в программах высшего образования / О. В. Андрюшкова, О. В. Казанская // Материалы 3 российской научно-методической конференции «Профессионально-компетентная личность в мировом образовательном пространстве: дистанционное образование: проблемы качества и перспективы развития», 4?5 июня 2009 г. ? Новосибирск, 2009. ? С. 11–13.
  3. Андрюшкова О. В. Реинжениринг образовательного процесса при комбинированной форме обучения в программах высшего профессионального образования / О. В. Андрюшкова, О. В. Казанская, А. В. Козлова // 8 международная научно-практическая конференция–выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», Томск, 17–19 сент. 2009 г. – Томск, 2009. – С. 92–94.
  4. Протасова О. Н. Эволюция учебно-методических материалов при реализации комбинированной формы обучения / О. Н. Протасова, О. В. Андрюшкова, Г. Б. Паршукова // 8 международная научно-практическая конференция–выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», Томск, 17–19 сент. 2009 г. – Томск, 2009. – С. 78–79.
  5. Работа преподавателя в электронной образовательной среде НГТУ : учеб. пособие / О. В. Андрюшкова, Г. Б. Паршукова, О. Н. Протасова, О. В. Казанская. − Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. − 46, [1] с. : ил.
01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 130-132.