Электронное обучение. Выбор направления развития

Если рассматривать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как набор средств для телекоммуникаций, а в области образования – как набор средств для обучения в электронной среде, то неизбежно встает вопрос: для чего и как эти средства использовать?

К настоящему времени работа по развитию электронного обучения (ЭО) в НГТУ уже дала ощутимые результаты.

Институт дистанционного образования (ИДО) реализовал ряд преимуществ ИКТ в собственном программном продукте – электронной среде обучения (ЭСО). На ее основе началось развитие новой для НГТУ организационной модели обучения – комбинированной формы обучения (КФО).

ИДО ведет активную деятельность по повышению уровня компетентности преподавателей вуза в области ЭО. Благодаря реализации ряда программ повышения квалификации, разработанных в НГТУ, профессорско-преподавательский состав вуза постоянно приобретает новые знания и умения в данной сфере.

Внедрение ЭО, безусловно, повысило привлекательность и доступность образовательных услуг университета, в том числе в области дополнительного профессионального образования.

Достаточный уровень развития ЭО в НГТУ позволил использовать его в качестве одной из основ для стратегии развития университета. Когда перед вузом была поставлена задача реорганизации процесса обучения в филиалах и представительствах, заочная форма обучения в них была заменена комбинированной. Успешный переход от традиционного к электронному обучению в кратчайшие сроки подтвердил способность НГТУ эффективно использовать преимущества ИКТ для создания электронной образовательной среды и построения учебного процесса на инновационной основе.

Однако ЭО непрерывно модифицируется, и на данном этапе университету необходимо выбрать направления его дальнейшего развития. Для этого, прежде всего, следует обозначить задачи, которые вуз намерен решать в данной сфере.

Одной из важнейших задач в области ЭО является повышение его эффективности. Основная методологическая проблема в этой области состоит в том, что в контексте стремительного развития информационных технологий достаточно трудно выявить факторы, которые будут способствовать или препятствовать дальнейшему прогрессу в сфере ЭО.

Представляется, что основными возможными направлениями развития ЭО являются организационно-технологическое и педагогическое.

В настоящий момент электронное обучение в НГТУ развивается как инструмент управления учебным процессом с использованием электронных ресурсов. При этом средства ЭО нередко используются для решения организационных и педагогических задач в рамках традиционной образовательной парадигмы. Однако этот путь не является эффективным, так как ЭО не может считаться «усовершенствованной и экономичной версией» традиционного обучения: оно в любом случае требует больших затрат (финансовых, временных и др.) как при подготовке курса, так и при реализации учебного процесса. При этом сам учебный процесс, к которому преподаватели привыкли подходить творчески, в ЭО достаточно жестко контролируется, что обусловлено особенностями этой организационной модели обучения: администратор (тьютор) всегда знает, как именно преподаватель организует процесс обучения, как часто он взаимодействует со студентом, каково качество подготовленных им учебных материалов. Для ряда специалистов это становится сильным демотивирующим фактором, и если одни преподаватели осознают эти особенности ЭО и работают в ЭСО с интересом, открывая для себя все новые способы эффективного использования ее преимуществ, то другие преподаватели относятся к ЭО настороженно.

Основными причинами снижения мотивации преподавателей к работе в ЭО, на наш взгляд, являются следующие.

  • Интенсивное развитие ЭО. Оно приводит к тому, что основное внимание в университете уделяется оперативному, а не стратегическому управлению обучением, причем система оперативного управления не создается.
  • Отсутствие понимания педагогических целей и преимуществ ЭО у преподавателей и отсутствие понимания того, как преподаватели воспринимают ЭО, у организаторов ЭО.
  • Недостаточный уровень знаний о возможностях использования ИКТ для решения педагогических задач у преподавателей.
  • Недостаточное понимание администрацией и преподавателями инновационного потенциала ЭО.
  • Отсутствие у коллектива вуза ясного представления о перспективах дальнейшего развития ЭО.

Сегодня совершенствование ЭО в НГТУ направлено исключительно на решение оперативных вопросов организации процесса обучения по КФО, что в какой-то степени оправдано текущими задачами. При этом, безусловно, есть понимание того, что необходимо развивать все компоненты ЭО в комплексе, в том числе его техническую платформу (программную систему, ЭСО). Необходимо отметить, что в этой области университетом уже достигнуты значительные результаты.

В то же время, необходимость не хаотичного, а упорядоченного развития ЭО (и в частности ЭСО) в соответствии с определенной педагогической, дидактической и методической концепцией пока осознается далеко не всеми. Это подтверждается нашим трехлетним опытом обучения преподавателей вуза различным аспектам работы в ЭСО НГТУ на курсах повышения квалификации.

К сожалению, преподавателей технических вузов практически не обучают педагогике, дидактике, методике преподавания. Однако, как оказалось, без знания основ этих наук преподавателю трудно формализовать процесс обучения и организовать его с использованием ЭСО. В своей профессиональной деятельности преподаватель, как правило, реализует образовательные алгоритмы, с которым он познакомился в качестве обучающегося. В аудитории при непосредственном контакте со студентами он может достаточно легко исправлять ошибки, корректировать учебный процесс, варьировать объем информации, передаваемой студентам на каждом занятии, а также форму ее подачи. Работа же в ЭСО строится по-другому: учебный курс должен быть полностью готов еще до начала обучения, то есть преподавателю необходимо заранее спланировать курс, подготовить педагогический сценарий, подобрать готовые или разработать собственные учебные и методические материалы и т. п.

О недостаточно высоком уровне педагогической компетенции преподавателей, проходящих повышение квалификации в сфере ЭО, свидетельствуют наиболее частотные их вопросы: зачем нужен электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)? что должно входить в его состав? в каком виде лучше представить материал в ЭУМК и с кем преподаватель может посоветоваться по этому вопросу?

В результате бесед с этими преподавателями складывается впечатление, что своей главной задачей они видят размещение учебных материалов в ЭСО, а о том, каким образом лучше организовать учебный курс, чтобы создать оптимальные условия для развития у студентов определенных компетенций, они практически не задумываются. В НГТУ на протяжении нескольких лет осуществляется обучение преподавателей работе в ЭО, готовятся и апробируются методические материалы по работе с ЭСО, ведется работа по присвоению грифа «Электронный учебник НГТУ», распространяется успешный опыт создания ЭУМК по различным дисциплинам, однако преподавателям, начинающим работать в ЭО, по-прежнему сложно ответить на вопрос о том, какие педагогические (дидактические) задачи будет решать разрабатываемый ими курс.

Создание ЭУМК требует творческого подхода, больших затрат времени и труда. В связи с этим преподавателю, приступающему к его разработке, очень важно понимать свои педагогические задачи и планировать ЭУМК таким образом, чтобы он позволял решать их наиболее эффективным способом. Однако для этого преподавателю нужно уметь формулировать цели обучения в соответствии с компетентностным подходом, планировать структуру курса и отбирать содержание обучения для развития выбранных компетенций, подбирать соответствующую форму представления содержания, учебные действия и способы контроля. Кроме того, преподавателю необходимо подумать о том, каким образом он сможет максимально реализовать в рамках курса возможности ЭО.

С учетом вышесказанного представляется, что сейчас, пока преподаватели не разочаровались в ЭО как организационной модели обучения, основным направлением исследовательской и методической работы в НГТУ в этой сфере должно быть выявление педагогических преимуществ ЭО, возможностей их реализации, критериев оценки эффективности ЭО. Полученные результаты необходимо использовать на курсах повышения квалификации – это поможет преподавателям понять инновационный характер ЭО и увидеть, каким образом они могут реализовать свой творческий потенциал в этой организационной модели обучения.

Следовательно, в настоящее время основными задачами Института дистанционного образования, наряду с дальнейшим развитием платформы ЭО, должны стать:

  • обоснование эффективности ЭО с точки зрения преподавателя;
  • выявление путей максимально результативного использования преподавателями потенциала ИКТ в целом и ЭСО НГТУ в частности для решения педагогических задач;
  • поиск способов вовлечения преподавателей в процесс развития ЭО в НГТУ.

Одним из показателей положительной динамики в этой области может стать активное участие преподавателей НГТУ в развитии ЭСО, в частности, их предложения по добавлению или модификации каких-либо сервисов для решения определенных педагогических и методических задач, корректирование путей развития программной системы с точки зрения пользователя (преподавателя и студента) и др.

Представляется, что такое сочетание – оптимально выстроенный процесс ЭО и активное участие преподавателей в его развитии – будет оптимальным вариантом, который позволит университету гарантировать положительный результат реализации КФО – подготовку конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем профессиональных компетенций.

01.01.2010 Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 125-129.