Навыкам работы в информационных средах студенты обучаются с помощью многих учебных курсов. Прежде всего, это так называемые курсы «Введение в специальность», в которых преподаватели — предметники вводят студентов в круг авторов – ученых, специалистов, работающих по профессиональным проблемам, затем это традиционные курсы информационной грамотности или библиотечно-библиографического обеспечения профессиональной и учебной деятельности, обычно читающиеся специалистами университетских библиотек, наконец, это курсы информатики, в которых затрагиваются вопросы использования Интернет ресурсов. Однако обобщающих курсов, связывающих информационную среду в единое системное поле для студентов пока нет.
Оценка качества оказания образовательных услуг, как правило, базируется на формировании целостного системного взгляда на процесс подготовки специалиста, который представляет собой комплексную задачу. Основываясь на утверждении, что качество – многоаспектное комплексное понятие, в настоящее время необходимо говорить о качестве процессов, качестве ресурсов (человеческих, материальных, учебно-методических, информационных и пр.), качестве нормативной базы, качестве результатов, качестве социального партнерства и пр. В данной работе представлена модель системного мониторинга, основные функции которой состоят в том, чтобы проводить сбор, накопление, обработку информации, формирование последующих содержательных выводов для формирования управленческих воздействий.
The article presents the main ideas of complex monitoring and quality assessment of educational services at university. Monitoring and quality assessment model is described, monitoring objects are selected.
Высшее образование претерпевает в настоящее время изменения, вызванные требованием времени. Меняется учебная деятельность участников образовательного процесса. Привычная организационная модель обучения уже не устраивает ни преподавателей с одной стороны, ни обучающихся с другой. Новые организационные модели обучения, базирующие на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) не используются должным образом.
Методическое пособие посвящено вопросам применения традиционных методов мониторинга и оценивания качества в образовании. В методическом пособии приведено описание наиболее распространенных методов мониторинга и оценивания качества и рабочая программа курса «Мониторинг и оценивание качества профессионального образования. Примерная методика», предназначенная для повышения квалификации специалистов, работающих в системе профессионального образования.
Методическое пособие, посвященное вопросам формирования и применения методики мониторинга и оценивания качества подготовки специалистов в вузе предназначена для руководителей подразделений вуза (деканов, заведующих кафедрами, руководителей отделов и служб), преподавателей, стремящихся к постоянному совершенствованию качества своей деятельности, студентов старших курсов и магистрантов, обучающихся по программам менеджмента качества.
В статье приводится анализ возможности использования традиционных для промышленности и сферы услуг методов мониторинга и контроля качества в образовании. Авторы предлагают формат инвариантной методики мониторинга, которая позволит специалистам образовательных учреждений проводить самооценку и аудит различных видов деятельности.
Комбинированная форма обучения (КФО), которая реализуется в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО), которая использует модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle. Практическая реализация КФО накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса, к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.
С начала XXI века в дистанционном и комбинированном обучении все активнее используются видеотехнологии. С одной стороны, своеобразный ренессанс переживают традиционные видеолекции, предполагающие однонаправленную коммуникацию преподавателя со студентами, с другой – появляются новые интерактивные формы взаимодействия преподавателя и студентов в асинхронном и синхронном режимах с использованием видео.
Томский государственный университет (ТГУ) предоставляет широчайшие возможности знакомить всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образование, с последними новинками в области информационных и педагогических технологий в рамках курсов повышения квалификации. Внедряя информационные коммуникационные технологии в образовательный процесс, ТГУ предоставляет курсы для обучения в дистанционном режиме.