Опыт обучения преподавателей НГТУ по дистанционной программе ТГУ

Интенсивное развитие информационных технологий вызывает необходимость развивать и модернизировать педагогические технологии. Технологизация учебного процесса может обеспечить плавный переход к компетентностно-ориентированному образованию. Кроме того, постоянно меняющееся информационное пространство вызывает усиление педагогических аспектов образования, их технологизацию, вовлекая новые средства и способы обучения.

Томский государственный университет (ТГУ) предоставляет широчайшие возможности знакомить всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образование, с последними новинками в области информационных и педагогических технологий в рамках курсов повышения квалификации. Внедряя информационные коммуникационные технологии в образовательный процесс, ТГУ предоставляет курсы для обучения в дистанционном режиме.

Ряд программ повышения квалификации преподавателей в очной и дистанционной форме ТГУ реализует в рамках инновационной образовательной программы.

По одной из дистанционных программ — «Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе вуза» — прошли обучение десять преподавателей и сотрудников Новосибирского государственного технического университета (НГТУ).

Программа была разработана и реализована научно-образовательным центром «Институт инноваций в образовании» ТГУ на базе Института дистанционного образования (ИДО) ТГУ. С участниками программы работали тьютор ИДО ТГУ Е. В. Рыльцева и преподаватели Е. А. Суханова, к.пед.н., зам. директора Института инноваций в образовании, доцент кафедры управления образованием ТГУ; Ж. В. Волкова, научный сотрудник Института инноваций в образовании ТГУ; В. Ю. Соколов, к.ист.н., доцент кафедры современной отечественной истории ТГУ; Е. В. Григоренко, зам. директора начальной школы−детского сада «Монтессори»; И. Ю. Малкова, к.пед.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии ТГУ.

Организационную и техническую поддержку реализации курса в дистанционном режиме осуществлял Институт дистанционного образования ТГУ (директор — Г. В. Можаева).

Являясь координатором организации обучения преподавателей и сотрудников НГТУ, хочу поделиться своими впечатлениями о процессе обучения.

В группе обучающихся были преподаватели разных дисциплин: прикладной математики, химии, физики, метрологии стандартизации и сертификации, технологии пищевых производств и др. Все преподаватели в той или иной степени работают в области информатизации образования и сотрудничают с ИДО НГТУ.

Если говорить о технологии обучения в дистанционном режиме, то некоторые из нас имели опыт обучения с использованием ИКТ. Однако данный опыт предоставлял более широкие технологические и качественные возможности обучения. Использовались два типа телекоммуникационных технологий — on-line и off-line.

Взаимодействие с томскими коллегами было очень эффективным, возникающие вопросы решались очень быстро. Была организована эффективная двусторонняя взаимосвязь преподавателя и тьютора с группой обучающихся – преподавателями и сотрудниками НГТУ. В качестве особенности процесса обучения можно отметить работу в дистанционном режиме и одновременно в группе, что являлось преимуществом, так как формирование лишь индивидуальных навыков работы затрудняет процесс обучения.

Обучение дало возможность не только освоить новый материал и приобрести навыки и компетенции в области педагогических технологий, но и в реальности «прожить» процесс обучения в дистанционном режиме.

Обучение по курсу «Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе вуза» проходило с 6 ноября по 15 декабря 2006 г. Учебный процесс был организован следующим образом. После регистрации на образовательном портале ИДО ТГУ «Электронный университет» и официального оформления документов слушатели курса обсудили организационные вопросы с тьютором, в частности, согласовали расписание занятий и уточнили формат взаимодействия с преподавателями. Затем началось обучение, в котором использовались различные дистанционные технологии (видеолекции в режиме on-line, просмотр видеозаписей занятий, видеоконференции), средства электронной коммуникации (форум, электронная почта) и электронные ресурсы (документы MS Word, электронные презентации MS PowerPoint, видеофильмы). В НГТУ видеоконференции проходили в компьютерном центре ИДО. Часть учебно-методических ресурсов размещалась в виртуальной обучающей среде ИДО ТГУ; некоторые ресурсы высылались по электронной почте; остальные передавались через ftp-сервер. В конце курса обучающиеся выполнили групповые проекты, которые заключались в разработке занятия по одной из образовательных технологий, рассмотренных в рамках программы. На последней видеоконференции было организовано обсуждение выполненных проектов и подведены итоги обучения.

Все слушатели, успешно пройдя итоговую аттестацию, получили удостоверения о краткосрочном повышении квалификации.

В рамках программы обучения была представлена панорама образовательных технологий. Обучающиеся познакомились с такими образовательными технологиями, как «дебаты», «формирование критического мышления через чтение и письмо», «кейс-стади», метод проектов и «портфолио». Кроме того, в курсе рассматривались вопросы, связанные c практическим применением данных технологий в вузе.

В ТГУ были тщательно разработаны сценарии видеолекций. Очень понравился видеоматериал по проведению дебатов. Несмотря на то, что данная технология меньше всего привлекла внимания обучающихся, а может быть, мы просто пока еще не оценили возможности этого метода обучения и не нашли для него места в своих учебных курсах, подготовка занятий заслуживает высокой оценки. Хочется отметить видеолекцию о технологии «кейс-стади». Практическое занятие по организационному дизайну вызвало интерес у всех обучающихся. Однако для того, чтобы обучающиеся могли более вовлеченно участвовать в процессе обучения и понимать, почему студенты пришли к таким выводам, следовало бы предоставить материал «кейса», с которым работали студенты. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что наибольшую заинтересованность вызвала технология «портфолио». Многие из нас увидели большие возможности для использования данной технологии в своих учебных курсах по основным дисциплинам, а также для формирования компетенций преподавателей, участвующих в реализации комбинированной формы обучения, которая развивается и совершенствуется в ИДО НГТУ. Одна из выпускных работ − «Создание электронного портфолио студента и преподавателя комбинированной формы обучения НГТУ» − была посвящена использованию этой технологии в комбинированной форме обучения. В настоящее время полученные знания и навыки используются в разработке структуры портфолио.

Создание и освоение методологии проектного обучения в профессиональной подготовке специалистов находит все большее применение в образовательной деятельности. Несомненным достоинством курса являлось более углубленное обучение методу проектов. Методические материалы, разработанные авторами курсов и переведенные в цифровой формат сотрудниками ТГУ, позволили выполнить итоговую проектную работу – «Разработка педагогических оснований, сценария и технологии организации учебной деятельности по методу проектов». Выполнение проекта группой преподавателей из 3-х человек, закрепило полученные теоретические знания. Мотивацией для использования метода группового проектирования являлось решение реальной практической задачи при реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования «Организационное сопровождение корпоративных мероприятий» на факультете повышения квалификации НГТУ. Проект в настоящее время находится в стадии реализации.

Наконец, несколько слов о методе «критическое мышление через чтение и письмо», который тоже вызвал интерес обучающихся. Об этом говорит использование его в одной из выпускных работ, в курсе преподавания физики. Преподаватель Ж.В. Волкова оказала большую методическую поддержку в освоении этой технологии.

Хочется отметить важность психологического настроя ведущих видеолекций и особенно видеоконференций. Несмотря на то, что обучающиеся имеют достаточный опыт работы перед аудиторией, ощущалась некоторая скованность на первой видеоконференции. Думаю, что это реакция на пока еще не очень привычный способ взаимодействия. Тем не менее преподавателям ТГУ удалось создать хорошую рабочую атмосферу. Однако хочется сказать и о преимуществах такого взаимодействия. Понимание того, что время ограниченно, заставляет четко и ясно формулировать вопросы, высказываться по существу, ясно понимать свою ответственность за работу по конкретной теме на занятии.

В ходе реализации дистанционных программ важно своевременное решение вопросов организационного характера, таких как согласование расписания, своевременное реагирование на необходимость переноса сеанса видеоконференцсвязи и т. д. Что касается технологических вопросов обучения – особых проблем не возникало. Институты дистанционного образования НГТУ и ТГУ имеют опыт тесного сотрудничества в области информатизации не один год, что несомненно повлияло на процесс плодотворного обучения и позволило обеспечить качество обучения.

Данный курс был, безусловно, очень полезным и интересным. Во-первых, обучающиеся не только познакомились с некоторыми из основных современных образовательных технологий, но и обсудили вопросы, связанные с эффективностью их применения в вузе. Во-вторых, обучение велось с применением дистанционных технологий, благодаря чему преподаватели и сотрудники НГТУ смогли оценить достоинства и недостатки различных форматов дистанционного обучения с точки зрения учащегося. Таким образом, данная программа предоставила нам возможность развить компетенции в таких сферах, как работа в команде и взаимодействие в дистанционном режиме.

Несомненным преимуществом программы было обучение без отрыва от работы — безусловно, дистанционное обучение приемлемо и эффективно для преподавателей, которые в силу своей занятости не могут участвовать в традиционных программах повышения квалификации. Программа также отличалась высоким качеством методических материалов и занятий в режиме онлайн, которое компенсировало нехватку непосредственного взаимодействия с преподавателем.

Обучение позволило автору данной статьи улучшить навыки и знания, которые используются в учебном процессе, в частности в курсе «Технология пищевых производств», для усиления ИКТ-компетенций студентов. Студенты готовят презентации, пользуются материалами курса, выставленными на образовательный портал НГТУ, имеют возможность электронных консультаций.

Навыки проектного обучения используются в курсах дополнительного профессионального образования в качестве основы образовательной программы, при разработке которой закладывалась необходимость развития проектных навыков и улучшение ИКТ-компетенций обучающихся. Метод «Портфолио» внедряется в курсе «Метрология, стандартизация и сертификация» с целью сформировать у студентов умения самооценки. Студентам будет предложено оценить приобретенные знания, сформировав портфолио результатов учебной деятельности.

Таким образом, собственный приобретенный опыт дистанционного обучения направляет на исследование новых возможностей для внедрения ИКТ в образовательный процесс и на расширение диапазона технологий обучения, реализуемых в развивающейся информационно-образовательной среде университета.

По нашему мнению, которое совпадает с мнением декана ФПК НГТУ Н.Ш. Никитиной, одновременное обучение группы («команды») преподавателей в дистанционном режиме является перспективной и, безусловно, более результативной формой повышения квалификации. Потребности кафедр, факультетов в выполнении комплексной работы командой преподавателей для подразделения, специальности, цикла или блока взаимосвязанных дисциплин могут быть связаны, например, со следующими задачами: проектированием образовательной программы (курса); разработкой комплекта учебно-методических материалов, в том числе электронных; самоанализом и самооценкой деятельности (для преподавателей); оцениванием качества компонентов учебного процесса и др.

Опыт обучения преподавателей и сотрудников НГТУ по дистанционной программе ТГУ дает представление о возможностях взаимодействия учебных заведений — членов ассоциации «Сибирский открытый университет» в сфере повышения квалификации преподавателей. Дистанционное обучение команд преподавателей в разных вузах ассоциации может быть одним из наиболее эффективных способов обмена знаниями и опытом между представителями разных образовательных учреждений и развития единой информационной образовательной среды региона.

01.01.2007 Исследовательский университет: опыт реализации инновац. образоват. программы / Том. гос. ун-т. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. – С. 94-99.