Эволюция учебно-методических материалов при реализации комбинированной формы обучения

Комбинированная форма обучения (КФО), которая реализуется в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО), которая использует модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle. Практическая реализация КФО накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса, к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.

Очевидно, что основные задачи преподавателя при электронном обучении остаются неизменными: с помощью различных педагогических технологий обеспечить студенту возможность получить необходимые знания, навыки и умения по преподаваемой дисциплине. Но виды деятельности преподавателя при электронном обучении существенно изменяются. Среди различных компонентов, составляющих электронное обучение, разработка «контента» (содержания) и способы его представления является наиболее важным. Под образовательным контентом мы понимаем все виды учебного и методического материала для обучающихся Безусловно, вопросами качества учебно-методических материалов в электронном виде занимаются многие вузы, в том числе разработаны требования к ЭУМК и у нас в университете. Данной тематике было посвящено одно из направлений нновационной образовательной программы «Высокие технологии», выполненной в рамках национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг.

Поскольку ЭУМК представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов (материалов), обеспечивающих достижение образовательных целей, очевидно, что он должен представлять целостный взгляд преподавателя (автора курса) на решение учебных задач, то есть должен помочь сформировать знания и навыки у студентов по изучаемому курсу (учебной дисциплине).

Так как разработка ЭУМК – относительно новый вид деятельности преподавателей, важно было донести до них требования, предъявляемые к современным учебным материалам, а также необходимо было определиться с процедурой прохождения экспертиз (содержательной, дизайн-эргономической и технической) ЭУМК.

В рамках реализации КФО были разработаны нормативные документы: Регламент «Обеспечение образовательных программ заочной формы образования в электронной образовательной среде НГТУ» В данном регламенте прописывалась процедура разработки и экспертизы ЭУМК.

Также были разработаны «Рекомендации для преподавателей», работающих по образовательным программам заочной формы образования в электронной образовательной среде НГТУ. Далее на его основе было составлено учебное пособие. В учебном пособие отражены вопросы типологии электронных учебных материалов, образующих ЭУМК. Одно из основных требований к составу ЭУМК – совокупность материалов должна обеспечить достижение образовательных целей курса и отражать все компоненты учебного процесса. Кроме того, рекомендованы различные формы представления ЭУМК. Описана процедура согласования и экспертизы ЭУМК.

Учебное пособие предназначено для преподавателей обучающихся на курсах повышения квалификации по программам: «Проектирование комбинированных курсов (очно-дистанционной формы с ИКТ-поддержкой аудиторного обучения)» и «Электронное обучение в деятельности преподавателя вуза».

В настоящее время, по нашему мнению, нормативная база по разработке и экспертной оценке ЭУМК требует дальнейшей доработки, с этой целью для дальнейшей эволюции ЭУМК необходимо разработать и запустить эффективный механизм оценки качества ЭУМК всеми участниками процесса электронного обучения, но главным образом, со стороны потребителей образовательных услуг. Получить обратную связь с обучающимися возможно на стации face-of-face. Для этого необходимо, в том числе, проводить анкетирование, касающееся всех аспектов качества ЭУМК. Например, качества сайта курса, структурирования материала, удобства чтения и т.д. также включить вопрос качества взаимодействия обучающего и преподавателя.

Практика оценки должна стать частью учебного процесса. Необходимо также решить вопрос кто и каким образом будет давать рекомендации по устранению недостатков и разработать методику улучшения качества ЭУММ. Далее следует совершенствовать экспертизу с учетом полученных результатов анкетирования.

Итак. Эволюция учебных материалов для форм обучения, использующих электронные технологии, заключается не только в новых технических возможностях подготовки этих материалов и их использовании, но, прежде всего, в информационной насыщенности этих материалов и их интерактивности. Использование one-line режима в обучении не может базироваться на устаревшей информации, материалах не обновляемых в течение года или двух. Содержание ЭУМК (контента) должно быть адекватным динамичной информационной среде образования и науки. Только новое отношение преподавателей к таким понятиям как «качество», «актуальность», «оперативность», «интерактивность», «совместное творчество» позволит нам обеспечить не просто эволюцию, а революцию в образовательных технологиях 21 века.

01.01.2009 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 8 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Томск, 17-19 сент. 2009 г. – Томск : Графика-Пресс, 2009. – С. 78-79.