Качество компьютерных учебных пособий является одним из ведущих параметров, обеспечивающих эффективность использования компьютеров в обучении. Поэтому проблема оценки качества чрезвычайно актуальна как для авторов компьютерных учебных пособий, конечных пользователей программных продуктов — студентов и преподавателей, так и для администраторов, принимающих решение о приобретении таких пособий и о финансировании их разработки.
Необходимость разработки полноценных образовательных программ подготовки кадров для системы ОО диктуется все более широким распространением технологий дистанционного обучения в российском образовании, увеличением потребности в специалистах, необходимостью повышения их квалификации и совершенно недостаточным на сегодняшний день учебно-методическим обеспечением для поддержки учебного процесса.
Одним из важнейших условий эффективности изучения иностранного языка в вузе является ориентация программы обучения на образовательные потребности конкретных групп студентов. Эти потребности прежде всего связаны с использованием иностранного языка как средства профессионального общения, и поэтому основное внимание в вузе уделяется профессионально ориентированному обучению языку.
В статье обсуждаются вопросы качества образовательных программ в дистанционном образовании. Подчеркивается различие понятий оценивания и мониторинга. Перечисляются принципы и объекты мониторинга выполнения образовательных программ в дистанционном образовании, рассматриваются соответствующие этому виду мониторинга процедуры и инструментарий. The goal of this study was to determine the quality of educational programs in the distance education. The authors showed the difference between evaluation and monitoring. The principles and the objects of educational programs monitoring in the distance education were called, the technologies and tools of such monitoring were discussed.
Полноценное развитие открытого и дистанционного образования (ДО) в традиционных университетах является мощным импульсом для улучшения качества всех форм обучения (Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Дистанционное образование как фактор повышения качества образования // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы 3 междунар. науч.-метод. конф. — Новосибирск, 2000. — С. 28-30).
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.
В 1999 году известная программа TACIS (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States) приступила к проведению в России проекта DELPHI (Development of Educational Links and Professional and Higher Education Initiatives — Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования), финансируемого Европейским Союзом. НГТУ подал заявки на участие в двух компонентах проекта: «Подготовка руководящих кадров» (компонент II) и «Открытое и дистанционное образование (ОДО)» (компонент IV).
Под информационной образовательной средой (ИОС) университета зачастую понимают комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов и слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). Очевидно, что встречающееся определение ИОС как «программно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет…» недостаточно полно, так как акцентирует внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования, т.е. собственно образовательные ресурсы в информационном пространстве.
Требования современного рынка образовательных услуг заставляют преподавателя искать и максимально использовать в своей преподавательской деятельности возможности, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Высшее учебное заведение на основе своего видения или под влиянием внешних требований создаёт свою собственную систему гарантий качества образования. Основываясь на утверждении, что качество – многоаспектное комплексное понятие, необходимо говорить о качестве процессов, качестве ресурсов (человеческих, материальных, учебно-методических, информационных и пр.), качестве нормативной базы, качестве результатов, качестве социального партнерства и пр. В последнее время многие вузы создают и сертифицируют системы менеджмента качества (СМК), основанные на использовании различных моделей. Однако важным является не столько создание СМК вуза и ее сертификация, сколько поддержание системы в актуальном состоянии и запуск процессов постоянного совершенствования качества.