Программы обучения в рамках проекта DELPHI

В 1999 году известная программа TACIS (Technical Assistance to the Commonwealth of Independent States) приступила к проведению в России проекта DELPHI (Development of Educational Links and Professional and Higher Education Initiatives — Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования), финансируемого Европейским Союзом. НГТУ подал заявки на участие в двух компонентах проекта: «Подготовка руководящих кадров» (компонент II) и «Открытое и дистанционное образование (ОДО)» (компонент IV). Результатом работы в проекте стало оборудование на базе НГТУ Новосибирского регионального ресурсного центра, а также создание электронного учебного пособия «Как разработать учебно-методические материалы для системы открытого дистанционного образования». В рамках данного проекта для его участников, возглавляемых автором учебного пособия профессором Г. Б. Скок и менеджером проекта доцентом Н. Ш. Никитиной, была проведена целая серия семинаров, посвященных основам педагогического дизайна, технологиям разработки электронных учебных материалов, а также менеджменту и маркетингу образовательных проектов в ОДО. Участники мини-проекта также прошли стажировку по ОДО в странах ЕС (Г. Б. Скок в Германии, Н. Ш. Никитина в Великобритании и Голландии).

С 2003 г. в России началась реализация проекта DELPHI-2.

Основным направлением деятельности в рамках этого проекта стало развитие пяти региональных ресурсных центров – в Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске. Проект предусматривал проведение разнообразных обучающих мероприятий (обучающих поездок, семинаров, тренингов, конференций) по различным аспектам деятельности ресурсных центров и организаций дистанционного обучения.

Темы прошедших семинаров и тренингов:

  • февраль 2004 – Стартовый семинар-совещание директоров и менеджеров по маркетингу РРЦ ОДО;
  • март 2004 – Маркетинг ОДО, связи с общественностью и стратегическое планирование: определение миссии;
  • май 2004 – Маркетинг ОДО, связи с общественностью и стратегическое планирование;
  • июнь 2004 – Маркетинг ОДО, связи с общественностью и стратегическое планирование;
  • октябрь 2004 – Серия обучающих семинаров для менеджеров региональных ресурсных центров;
  • ноябрь 2004 – Компетенции и содержание обучения ОДО.

Участниками семинаров для менеджеров региональных ресурсных центров, которые проходили в октябре 2004 в Великобритании, были директор Новосибирского ресурсного центра В. И. Гужов и его заместитель О. В. Казанская. Программа поездки была чрезвычайно насыщенной. На первой неделе были предусмотрены ежедневные семинарские занятия (с 9.30 до 17.00, а иногда и до 19.00) в Лондоне с участием преподавателей из различных образовательных организаций, включая специальное подразделение Министерства обороны Великобритании, активно внедряющее электронное обучение в своем ведомстве. На второй неделе были организованы посещения учебных заведений Манчестера, в том или ином виде использующих технологии дистанционного и электронного обучения, среди которых были Открытый университет (Северо-Восточное отделение), Болтонский университет, два колледжа и организации, занимающиеся реализацией образовательных программ для дополнительного профессионального образования.

Основной темой обучающей поездки была организация учебного процесса с применением дистанционных технологий в учебных организациях Великобритании. Были рассмотрены следующие аспекты:

  • виды и примеры образовательных программ с применением дистанционных технологий (в высшем, среднем, среднем специальном, дополнительном и начальном профессиональном образовании в Великобритании используются правительственные программы, программы для корпоративных заказчиков, а также программы общественных организаций);
  • менеджмент дистанционного и электронного обучения, в том числе поддержка дистанционного обучения (Бизнес-школа Открытого университета), организация работы тьюторов (Открытый университет) и управление ресурсами электронного обучения;
  • качество обучения в системе ОДО;
  • разработка и доставка ресурсов электронного обучения;
  • авторские права в области электронных ресурсов;
  • организационная инфраструктура ОДО и электронного обучения в Великобритании, в том числе организации Великобритании, содействующие развитию электронного обучения и партнерства в области электронного обучения в Великобритании и в Европе;
  • национальная адаптация электронного обучения;
  • тенденции и перспективы развития электронного обучения.

На семинаре, посвященном управлению образовательными ресурсами, затрагивались вопросы структуры управления и обмена ресурсами, разработки стратегий подготовки учебных материалов при создании сложной обучающей программы, интеграции ресурсов, а также проблемы рынка образовательных услуг и ресурсов электронного обучения. Приводились, в частности, такие данные по объему мирового рынка технологий сопровождения электронного обучения:

  • 2002 г. — 200 млн. долларов;
  • 2004 г. — 326 млн. долларов;
  • 2008 г. — 620 млн. долларов (прогноз).

Значительное внимание на семинарах уделялось тенденциям развития электронного обучения, среди которых наиболее важными являются:

  • взаимосвязь открытого дистанционного обучения и электронного обучения;
  • роль региональных ресурсных центров в развитии дистанционного и электронного обучения;
  • необходимость реструктуризации образовательных бюджетов (70% обучения осуществляется неформально, а 80% государственного бюджета Великобритании тратится на формальное обучение);
  • обеспечение круглосуточной поддержки обучающихся в режиме on-line (приводился пример: в корпоративном обучении круглосуточную помощь тьюторов и консультантов могут получать 14% обучающихся; по представлениям докладчиков, эта цифра слишком мала);
  • ориентация на потребности пользователей с ограниченными возможностями (техническая, технологическая и методическая помощь).

С презентациями всех докладов можно ознакомиться в ресурсном центре в НГТУ.

 

 

Семинар «Компетенции и содержание обучения ОДО», ноябрь 2004 г., СибАГС. Ведущие семинара (в центре): эксперты Европейской комиссии Адриан Томас (Великобритания) и Пол Фентон (Испания).

01.01.2004 Информ. технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2004. - № 4. - С. 13-14.