Значимость типологии компьютерных учебных пособий в системе оценки их качества

Качество компьютерных учебных пособий является одним из ведущих параметров, обеспечивающих эффективность использования компьютеров в обучении. Поэтому проблема оценки качества чрезвычайно актуальна как для авторов компьютерных учебных пособий, конечных пользователей программных продуктов — студентов и преподавателей, так и для администраторов, принимающих решение о приобретении таких пособий и о финансировании их разработки.

В настоящее время оценка компьютерных учебных пособий осуществляется на трех уровнях:

  • профессиональная оценка специалистов и экспертов в области компьютерного обучения;
  • непрофессиональная оценка, которую дают пользователи;
  • коммерческая оценка производителей и продавцов программного обеспечения.

Профессиональная оценка объективно учитывает возможные параметры — психолого-педагогические, методические, технические, — позволяющие считать компьютерное учебное пособие полноценным средством обучения.

Оценка пользователей, которые, как правило, не являются специалистами в области компьютерного обучения, отличается субъективностью, поскольку учитывает индивидуальные практические потребности, вкусы и пристрастия.

Для системы коммерческой оценки показательно внимание к технологическим и внешним количественным характеристикам (таким, например, как количество иллюстраций, объем часов звучащей речи, количество упражнений и заданий и т.п.), которые могут и не отражать реальной образовательной ценности программы.

Особенно наглядно различие трех указанных подходов проявляется при сравнении оценки одной и той же программы. Однако необходимо отметить, что и в системе профессиональной оценки до сих пор не существует однозначного определения качества компьютерных учебных материалов; при этом часто смешиваются понятия «тип» и «качество»; используются самые разные критерии оценки, в которых все еще нередко на первый план выходят технические характеристики — использование средств мультимедиа, технологии CD-ROM, гипертекста.

Например, когда говорят о том, что из всех существующих программ более 90 % составляют «простые тренировочные» программы, и только увеличение производства программ других типов, например имитационно-моделирующих или экспертных систем, даст общий качественный сдвиг в компьютерном обучении [1], то сравнивают программы разных типов, в рамках каждого из которых можно разработать очень простую, но эффективную контролирующую программу и недостаточно совершенную имитационно-моделирующую.

Что касается оценки компьютерных учебных пособий на основе технических характеристик, то исследования показывают, что использование современных технологий (в частности, систем воспроизведения и распознавания речи, интерактивного видео и т.п.) само по себе еще не гарантирует образовательного качества программы. Часто такие программы имеют чисто формальное методическое решение, например технология CD-Rom используется главным образом из-за объема памяти и скорости доступа, а не гибкости и т.п.

Система оценки компьютерных учебных пособий будет эффективной, если определить их специфику как средства обучения и выработать параметры оценки как общие для всех пособий, так и специфичные: с одной стороны, для определенной предметной области обучения, с другой — для конкретного типа учебных компьютерных программ.

Большое количество терминов определяет типы и разновидности компьютерных учебных пособий. В отечественной литературе наиболее распространенными являются понятия «автоматизированный учебный курс» (АУК), «автоматизированный обучающий курс» (АОК), «автоматизированная обучающая система» (АОС), «компьютерная система учебного назначения», «компьютерный учебный курс» (КУК), «мультимедийный учебный курс», «обучающая компьютерная программа» или «компьютерная обучающая программа» (КОП), «компьютерная учебная программа», «средства компьютерной поддержки обучения», «электронный», а также «компьютеризированный», «компьютеризованный», «компьютерный» учебник, «компьютерные дидактические материалы», «компьютеризированные учебные материалы», «компьютерное учебное пособие» и др.

К сожалению, не существует четкого разграничения этих понятий. Очевидно, что «автоматизированная обучающая система» (АОС) является не просто обучающей программой, а комплексом программ, не только обеспечивающих функционирование автоматизированного учебного курса, но и позволяющих разрабатывать новые курсы с помощью предлагаемых системой инструментальных средств. Можно предположить, что «автоматизированный учебный курс» (АУК), «мультимедийный учебный курс», «компьютерный учебный курс», «электронный учебник» посвящены изучению какого-либо законченного учебного курса, включают значительный объем изучаемого материала или обладают большими по сравнению с просто «обучающей программой» сервисными возможностями. Но, как показывают описания конкретных компьютерных пособий, их содержание может быть очень разным. Например, «АУК для обучения латинскому языку»[2] предназначена для изучения 60 крылатых выражений и юридических терминов и рассчитана на 8 часов работы в компьютерном классе; «Полилингвистический учебник»[3] по языку специальности включает информационный блок, блоки учебных и контролирующих заданий, систему справочных программ, терминологический словарь, а также банк обучающих программ по общему курсу английского языка.

Понятия «электронный учебник» и «компьютерный/компьютеризованный учебник» также требуют уточнения. Необходимо различать:

  • учебное пособие, представленное в электронном виде;
  • электронную версию учебного пособия;
  • собственно электронный учебник.

Так, традиционное учебное пособие, представленное в электронном виде, является просто электронной копией бумажного учебного пособия. Примером могут служить всевозможные методические указания для дистанционного обучения, учебники, статьи, книги, представленные авторами и издательствами на Web-страницах или существующие только в электронном виде (например, электронные журналы, у которых нет бумажных аналогов).

Очевидно, что «электронные версии» бумажных учебных пособий используют технологические возможности, предоставляемые компьютером. Например, простейшая электронная версия бумажного словаря предполагает уже не только «ускоренное листание» словаря, но включает такие дополнительные возможности, как поиск значения слова, выделенного в тексте, поиск значения слова, введенного с клавиатуры, возможность пополнения словаря и др.; простейшая современная электронная версия учебника, часто называемая компьютерным учебником (хотя вернее было бы называть такие пособия «компьютеризованными»), может включать систему гипертекстовых ссылок, компьютерные тесты и возможность оценки знаний учащегося.

Противопоставление терминов «компьютерный (электронный) учебник» и «обучающая программа» представляется искусственным. Истоки такого противопоставления лежат в том, что достаточно долгое время наиболее распространенными типами обучающих программ были тренировочные и контролирующие программы, в то время как понятие «учебник» предполагает наличие таких элементов структуры учебного пособия, как изложение и объяснение материала, тренировка, контроль, а также необходимая справочная информация. Но, даже не рассматривая возможность существования обучающих программ с аналогичной структурой, можно отметить, что компьютерным учебником, а не книгой в электронном виде («говорящей» или «живой» — мультимедийной), пособие такого типа становится только тогда, когда в его структуру включаются, так же как и в обучающую программу, учебные задания, для выполнения которых необходим компьютер.

Таким образом, разнообразие терминов не вполне отражает типологические признаки компьютерных учебных пособий. Более четкое определение типа представляется возможным, с одной стороны, на основе сравнения их с существующими типами бумажных пособий, с другой — на основе учета технологической специфики. Реализация с помощью компьютерных технологий определенных целей обучения служит основанием для включения двух групп показателей в понятие «тип» компьютерного учебного пособия: общих (единых) для традиционных и компьютерных учебных пособий и характерных только для компьютерных средств обучения. К первой группе относятся следующие показатели:

  • информационно-тематическое содержание компьютерного пособия;
  • объем изучаемого материала и место в структуре изучаемого курса (полный курс, блок, раздел);
  • структура пособия в зависимости от представленности этапов работы над материалом (изложение, объяснение, тренировка, контроль) позволяет подразделять его на тренировочное или тренировочно-контролирующее, только контролирующее;1
  • возрастная группа обучающихся, для которых предназначено пособие;
  • необходимый уровень подготовки учащихся по изучаемому курсу;
  • предназначение для самостоятельного изучения материала или изучения под руководством преподавателя, стационарного или дистанционного обучения.

Ко второй группе показателей, характеризующих только компьютерные учебные материалы, необходимо отнести:

  • автономность содержания — степень самостоятельности по отношению к некомпьютерным дидактическими материалам (компьютерная версия учебника, приложение к учебнику, самостоятельный курс);
  • уровень компьютерной грамотности, необходимый для работы с программой (использование ограниченного количества команд и манипуляций; элементарные навыки плюс навыки набора текста на родном или иностранном языке; умение работать с определенными типами программ; компетентное пользование).

Определение типа2 компьютерного учебного пособия / программы на основе этих показателей, независимо от принятых определений: компьютерное пособие, мультимедийный курс, электронный / компьютерный учебник, обучающая программа / система, дает, на наш взгляд, возможность получить представление о наиболее существенных свойствах компьютерных учебных пособий и выработать критерии оценки качества, адекватные для каждой из возможных разновидностей компьютерных средств обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лаутербах Р., Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения // Перспективы. Вопросы образования. — 1988. — № 3. — С. 70 -79.
  2. Волошина Т. А., Ткачева Л. А. Компьютерные технологии в преподавании латинского языка // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы междунар. науч.-метод. конф., 19-22 марта 1996 г. – Новосибирск, 1996. — С.80-81.
  3. Найденов С. Полилингвистический учебник // Высш. образование в России. — 1997. -№4. — С. 99-100.

________________________________________________________________________________1Для бумажных учебных пособий это будут следующие разновидности: учебник, учебное пособие, учебный комплекс; сборник задач (упражнений), сборник контролирующих заданий, материалов, тестов; справочные материалы и др.2Можно также говорить о необходимости разграничения не только «типа» и «качества», но и «типа» и «описания» компьютерного учебного пособия. Последнее ориентировано на характеристику индивидуальных особенностей содержания и дизайна, таких как: организация изучаемого материала, используемый тип интерфейса, а также требуемая конфигурация компьютера.

01.01.2000 Пробл. высш. техн. образования : межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2000. - Вып. 15 : Программно-методическое обеспечение дистанционного образования. – С. 6-10. – Библиогр. : с. 10.