Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.
В статье рассмотрены вопросы влияния процессов информатизации на развитие как личности, так и региона в целом. Подчеркивается в данном процессе отсутствие культурологического направления. Авторы предлагают проведение исследования культурологического характера процессов информатизации образования, что позволит определить различные модели ИКТ-компетенций населения региона.
Бурное вовлечение в развитие страны информационных технологий, в том числе в образовании, обусловлено тенденциями развития экономических, политических и социальных процессов современного мира. Основная направленность этого глобального процесса -преодоление цифрового неравенства («digital divide»).
В статье представлены основы разработанной в рамках межрегионального проекта методики оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде. Представляется, что наборы критериев, системы сбора информации и ряд других положений методики могут быть использованы также при анализе оценки уровня информатизации региона и оценки качества его информационно-образовательной среды.
Навыкам работы в информационных средах студенты обучаются с помощью многих учебных курсов. Прежде всего, это так называемые курсы «Введение в специальность», в которых преподаватели — предметники вводят студентов в круг авторов – ученых, специалистов, работающих по профессиональным проблемам, затем это традиционные курсы информационной грамотности или библиотечно-библиографического обеспечения профессиональной и учебной деятельности, обычно читающиеся специалистами университетских библиотек, наконец, это курсы информатики, в которых затрагиваются вопросы использования Интернет ресурсов. Однако обобщающих курсов, связывающих информационную среду в единое системное поле для студентов пока нет.
Высшее образование претерпевает в настоящее время изменения, вызванные требованием времени. Меняется учебная деятельность участников образовательного процесса. Привычная организационная модель обучения уже не устраивает ни преподавателей с одной стороны, ни обучающихся с другой. Новые организационные модели обучения, базирующие на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) не используются должным образом.
В настоящее время университеты России понимают проблему качества подготовки абитуриентов как одну из самых важнейших. Качество образования выпускника школы напрямую связано с проблемой качества подготовки студентов вузах. Для абитуриентов, которые, в соответствии с законодательством РФ, имеют право сдавать вступительные экзамены по материалам вуза, в ЦДДО проводятся дистанционные подготовительные курсы.
Комбинированная форма обучения (КФО), которая реализуется в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО), которая использует модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle. Практическая реализация КФО накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса, к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.
В электронном обучении, в отличие от традиционного обучения, значительно повышается автономность обучающегося и преподавателя. Самостоятельность же сопряжена с необходимостью делать выбор и принимать решения, что может вызывать у участников образовательного процесса определенные трудности. Для решения этих проблем представляется необходимым применять в электронном обучении принципы инструктивного менеджмента.
Эволюция технологий электронного обучения детерминирована развитием высшего профессионального образования, а точнее модернизационными процессами последней четверти 20 века. Д. Карьер (1990) назвал главным фактором развития современного высшего образования его «массовость». Резко изменились характеристики современного студента: социальные, культурные и экономические, однако, несмотря на массовость, традиционная система высшего образования не может удовлетворить возрастающие потребности молодых людей. В этом контексте именно электронное обучение позволяет университетам обеспечить растущий глобальный спрос на образовательные услуги.