Ассоциация «Сибирский открытый университет» — первый в Сибири консорциум образовательных и научных учреждений, ставящий своей целью создание единого научно-образовательного пространства на основе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения, которое объединит интеллектуальные ресурсы вузов и научных учреждений региона. Ассоциация была создана 26 января 1998 года по инициативе Алтайского государственного университета (АГУ), Новосибирского государственного технического университета (НТГУ) и Томского государственного университета (ТГУ). Ассоциация зарегистрирована в Томске; ее президентом является ректор Томского госуниверситета, профессор Георгий Владимирович Майер.
Программы мгновенного обмена сообщениями (мессенджеры, англ. — instant messengers) позволяют пользователям общаться в Интернете или локальной сети в реальном времени.
Презентации, подготовленные с помощью программы MS PowerPoint, становятся все более популярным средством представления информации, создания конспектов лекций и сопровождения публичных выступлений. Для того чтобы такая презентация действительно делала выступление более эффективным, необходимо соблюдение определенных требований. Эти требования кажутся очевидными; тем не менее, практика показывает, что они часто нарушаются не только начинающими, но и квалифицированными пользователями и специалистами в области информационных технологий.
Раздаточные материалы являются одним из средств наглядности, используемых для публичных выступлений или служить и кратким конспектом для самого выступающего. Подготовить раздаточные материалы можно с помощью различных программ, в том числе на основе презентаций MS PowerPoint.
С 28 сентября по 1 октября в павильоне № 57 Всероссийского выставочного центра в Москве проходил Всероссийский форум «Образовательная среда — 2005».Организаторами форума выступили Министерство образования и науки, Федеральное агентство по образованию, ФГУП «Центр по межвузовским научно-техническим программам», ФГУП Российское научно-производственное объединение «Росучприбор», ОАО «Государственное акционерное общество ВВЦ», Выставочный комплекс ВВЦ «Наука и образование» и другие организации.
Программы, представленные в сборнике, решают задачу проектирования образовательных программ повышения квалификации, отдельных курсов, модулей, учебно-методических и организационно-методических материалов по направлению «Инновации в образовании». Все программы касаются методик и технологий обучения, а именно методики проектирования инновационного учебного процесса. Уделяется внимание интенсивному использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Программа заседания Координационного совета НГТУ по информатизации образования 18 марта этого года содержала несколько сообщений, но в результате все заседание было посвящено обсуждению одного из них — доклада директора ЦИТ Е. Б. Гаврилова «Состояние и перспективы развития телекоммуникационной сети НГТУ». Такой интерес членов Совета к представленной теме, конечно, не случаен. Современный образовательный процесс в его дистанционной, заочной или очной форме обучения практически невозможно представить вне информационной среды, которая, в первую очередь, предполагает наличие развитой вычислительной университетской сети и быстрых каналов выхода из университетской сети в интернет, а также доступа к университетским информационным ресурсам извне. Успех или неуспех, развитие или торможение в этом направлении практически обусловливает успешность дальнейшего развития основной — образовательной — деятельности НГТУ, а, следовательно, всего университета.
В весеннем семестре 2004 г. группа преподавателей английского и немецкого языков и русского языка как иностранного прошла обучение в Центре лингвометодических информационных ресурсов НГТУ. Слушателями курса «Информационные технологии в преподавании языка (компьютерная лингводидактика)» были преподаватели трех кафедр НГТУ: кафедры иностранных языков технических факультетов и факультета бизнеса, кафедры иностранных языков гуманитарного факультета и кафедры русского языка.
15 октября 2006 года завершился Всероссийский конкурс инновационных проектов аспирантов и студентов по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы», который проводился в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.
В настоящее время система образования высшей школы отстает от резкого роста новых информационных технологий. Это приводит к снижению качества образования. Обновление учебного материала не успевает за развитием науки. Традиционные учебные технологии не обеспечивают полного усвоения объема знаний. Узкопрофессиональное образование приводит к потере его фундаментальности. Все это происходит на фоне резкого увеличения спроса на образование. В этой ситуации информатизация образования может рассматриваться как один из путей преодоления этого кризиса.