В статье представлено описание основных электронных образовательных ресурсов НГТУ.
Под информационной образовательной средой (ИОС) университета зачастую понимают комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов и слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). Очевидно, что встречающееся определение ИОС как «программно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет…» недостаточно полно, так как акцентирует внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования, т.е. собственно образовательные ресурсы в информационном пространстве.
Интенсивное развитие электронного обучения (e-learning), под которым, как правило, понимается процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением, в первую очередь было обусловлено потребностями и возможностями корпоративного обучения. Постепенно технологии электронного обучения становились основными в дистанционном образовании. В настоящее время очевидна эффективность их применения и в традиционном обучении на разных уровнях профессионального образования.
В настоящее время дистанционная форма обучения в высшем образовании претерпевает существенные изменения и зачастую в зарубежных университетах отдается предпочтение комбинированной (blended) форме обучения. В нашем университете внедрение комбинированной формы (КФ) обучения было начато в августе 2005 года и имеет следующие организационные аспекты.
Интенсивные разработки корпоративных, информационных систем в настоящее время идут во многих университетах страны. В рамках корпоративной информационной системы Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разрабатывается система автоматизированного мониторинга компетенций студентов.
В статье представлены основы разработанной в рамках межрегионального проекта методики оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде. Представляется, что наборы критериев, системы сбора информации и ряд других положений методики могут быть использованы также при анализе оценки уровня информатизации региона и оценки качества его информационно-образовательной среды.
Описывается опыт ИДО НГТУ в создании и использовании программной системы мониторинга качество и информатизации образования.
В данной статье авторы предлагают подход, позволяющий дифференцировано подходить к различным образовательным проектам, в том числе связанным с электронным обучением. Для этого предложена классификация проектов и модели их успешности, а также обозначены группы критериев оценки их эффективности.
Современный уровень развития электронного обучения обуславливает возникновение электронных университетов, центров электронного обучения, электронных факультетов.
В настоящее время проведение исследований с целью принятия эффективных решений в области информатизации регионального образования сопряжено со многими трудностями (отсутствие единого методологического подхода к сбору и анализу информации; разрозненность, неполнота и недостоверность собираемой информации; получение в результате анализа не вполне адекватного отображения ситуации в исследуемой области и пр.).