Критерии эффективности проектов электронного обучения

В данной статье авторы предлагают подход, позволяющий дифференцировано подходить к различным образовательным проектам, в том числе связанным с электронным обучением. Для этого предложена классификация проектов и модели их успешности, а также обозначены группы критериев оценки их эффективности.

Электронное обучение привлекает все большее внимание и оказывает все большее влияние на образовательный процесс на всех уровнях образования, поэтому неизбежно встает вопрос об оценке его эффективности, ведь затраты на организацию данной формы обучения должны оправдывать себя [1].

Также можно говорить и в настоящее время представляется интересным, об оценке эффективности проектов, связанных с электронным обучением. Идея проектов в различных сферах нашей жизни востребована и реализуется в современном мире, в том числе и в нашей стране. Если рассматривать проект, как комплекс мероприятий, связанных с решением определенных задач и объединенных общей целью, то сейчас реализуется множество проектов по организации электронного обучения. Внедрение электронного обучения меняет представление об образовании и усиливает экономические возможности и социальную роль университетов. В данной статье представлено наше видение возможностей измерения качества электронного обучения, которое может быть основанием для дискуссии о конкретных методах и инструментах.

С целью формирования системы критериев оценки эффективности представляется необходимым рассмотреть такие вопросы как:

  • классификация проектов,
  • социально-значимая и коммерческая деятельность при реализации проектов,
  • что есть эффективность проектов,
  • критерии оценки эффективности

Приведем классификацию, достаточно условную, проектов электронного обучения в зависимости от их целей:

  • коммерческие, которые финансируются из доходов от собственной деятельности т.е. из средств заказчика и они, конечно, должны быть рентабельными, т.к. главная цель — получение прибыли;
  • социально-значимые, которые финансируются преимущественно либо из федерального или регионального бюджетов, либо за счет внебюджетных поступлений заинтересованных учебных заведений или их объединений.

В свою очередь, коммерческие проекты могут быть направлены на реализацию образовательных программ дополнительного профессионального и корпоративного обучения, а также на организацию комбинированной формы обучения. Социально-значимые проекты могут быть нацелены на повышение качества традиционных форм обучения. Например, повышение квалификации преподавателей, улучшение доступа к учебно-методическим материалам. Другая возможная цель — расширение доступа бюджетных образовательных учреждений к образовательным электронным ресурсам (региональные образовательные сети, сети ресурсных центров, сетевые профильные школы, региональные депозитарии, медиатеки, электронные библиотеки и т.п.).

Безусловно, все проекты подразумевают развитие ресурсов электронного обучения, создание электронных средств обучения, разработку и распространение методического и технологического обеспечения дистанционного обучения. Однако, каждый из вышеперечисленных проектов предполагает определенные направления деятельности, хотя, естественно предположить, что крупный университет, вкладывающий свои внебюджетные средства в развитие региональной телекоммуникационной сети, заботится и о своем устойчивом положении на рынке образовательных услуг, т.е. о своем коммерческом успехе, но и социальный эффект от такой деятельности очевиден.

Если рассматривать виды деятельности по уровням образования учебных заведений, то, очевидно, что в учреждениях общего среднего образования преимущественное направление — социально-значимые проекты, в учреждениях начального и среднего профессионального образования иногда наряду с социально-значимыми проектами присутствуют и коммерческие проекты. Соотношение социально-значимых и коммерческих проектов в учреждениях высшего образования может сильно различаться в зависимости от авторитета вуза, его положения в регионе и т.д. Причем ВУЗы могут интенсивно и успешно развивать оба направления деятельности, для этого у них, как правило, есть уже сложившаяся инфраструктура с кадровым, методическим и технологическим обеспечением. Если говорить об учреждениях дополнительного профессионального образования, где могут реализовываться проекты, то среди них надо выделять институты повышения квалификации преподавателей и специалистов образования (ИПК, ФПК и др.) и различные центры целевой подготовки, вновь созданные или существующие на базе отраслевых центров повышения квалификации кадров отрасли. И если первые их них, очевидно, существуют в первую очередь за счет бюджета, то задачей вторых не является развитие образования в целом, финансирование идет либо за счет реализации коммерческих проектов, либо за счет предприятий отрасли.

Модели успешности

Общество, заинтересованное в развитии образования должно с одной стороны гарантировать отдельному индивидууму некоторый гарантированный уровень качества образования, а с другой стороны, выделяя инвестиции на развитие образования и его ресурсов и получая некоторый продукт либо в виде обученных преподавателей либо в виде созданного методического или технологического обеспечения, элементов образовательной инфраструктуры, должно иметь возможность оценивания успешности своих инвестиций в свои социально-значимые проекты.

Итак, если реализуется коммерческий проект, то его стратегической задачей является наибольшее повышение прибыли при соблюдении некоторых норм в контексте качества образования. Таким образом, макромоделью успешности проекта является следующая:

В этом случае задачей общества является формирование системы четких критериев качества образования, в том числе качества образовательных программ, образовательных ресурсов и, их мониторинг. Задачу повышения рентабельности своей деятельности решает само образовательное учреждение при ограничениях на минимально допустимое качество образовательных услуг.

В том случае, если образовательное учреждение ориентировано на выполнение преимущественно социально-значимых проектов, то в рамках выделенных обществом средств должен быть достигнут наибольший эффект, понимаемый в том или ином смысле. И тогда в качестве базовой модели, определяющей успешную деятельность, очевидно, является следующая:

И в этом случае задачей общества является формирование системы критериев оценки эффективности (успешности) деятельности с точки зрения самого общества, а также их мониторинг. При этом проблема качества в этом случае отнюдь не уходит, но учитывать ее можно разными способами. Можно также потребовать выполнения гарантированного уровня качества, что можно описать моделью вида:

Можно считать, что повышение качества является одной из составляющих интегрального критерия эффективности, и в этом случае потребовать не только выполнения гарантированного уровня качества, но и ожидать повышения качества сверх этих гарантированных норм. Этот случай можно описать моделью вида:

 В связи с вышесказанным становится очевидным, что коммерческие и социально -значимые проекты должны оцениваться с разных позиций. И, если успешность коммерчески ориентированных проектов надо оценивать, в первую очередь, в рамках теории управления бизнес-проектами, то социально-значимые проекты нужно оценивать в рамках теории оценивания проектов (Evaluation Project Management) с методической поддержкой логико-структурного подхода (Logical Framework Approach). Данная теория получила широкое распространение в мире при оценке некоммерческих проектов, в том числе и в области образования [3]. При этом и в том и в другом случаях остается чрезвычайно актуальной проблема измерения качества и соотнесения ее с имеющимися нормативами.

К критериям оценки успешности коммерческих проектов можно отнести собственно прибыль, устойчивое положение образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, конкурентоспособность и др.

Значительно менее исследованной является проблема формирования системы критериев оценки эффективности образовательных учреждений, выполняющих социально значимые проекты. Используя основные положения теории оценивания проектов, можно предложить следующие группы критериев.

Первая группа критериев характеризует так называемую действенность, результативность (effectiveness) в смысле достижения поставленной социальной цели, которую для образования можно сформулировать как обеспечение всеобщего и равноправного доступа к образовательным ресурсам гарантированного государством уровня качества.

Вторая группа критериев должна характеризовать эффективность деятельности (efficiency), например, в сопоставлении затраченных ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) и степени достижения социальных целей. Определение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения подразумевает выполнение целого ряда исследований, в том числе: оценку экономического (социально-экономического) эффекта и величины затрат (формирование системы показателей, определения периода времени наблюдения, сбор данных, расчеты), сравнительную характеристику эффективности по группам объектов исследования (по организациям, по видам предлагаемых услуг, инвестиционных проектов и т.д.), выявление значимых факторов эффективности, построение экономико-математических моделей экономической эффективности (например, регрессионных) и др.

Очень важным критерием деятельности образовательного учреждения является его влияние (impact) на экономические, социальные, технические аспекты образования в регионе, на отдельные группы участников образовательного процесса, для чего может быть сформирован целый набор показателей, например, показатели успешности деятельности преподавателей, прошедших повышение квалификации в рамках проекта, или как полученные навыки и компетенции повлияли на профессиональный и социальный уровень слушателей.

Могут быть приняты во внимание и такие критерии как значимость (relevance) и устойчивость (sustainability) полученных результатов. Т.е. важность выполненного проекта для приоритетов развития образования в регионе или, например, как повлиял проект на качество жизни, помог ли сократить различие в уровне жизни (в областном центре и отдаленном поселке).

Задача формирования системы критериев и показателей, позволяющих оценить успешность деятельности в рамках проектов электронного обучения как с точки зрения их экономической деятельности, так и с точки зрения результативности достижения поставленных социальных целей, становится важной, так как подобная оценка необходима для принятия управленческих решений по организации электронного обучения не только в высшем образовании, но и в системе общего среднего образования, ввиду того, что школы активно подключаются к сетевым технологиям.

Безусловно, важным является вопрос расчета затрат на электронное обучение, которые могут включать затраты на формирование информационной образовательной среды, разработку учебно-методических комплексов, обучение преподавателей и т.п. Данный вопрос, также как и вопрос поиска путей повышения эффективности электронного обучения, требует отдельного рассмотрения.

Литература

  1. Полат Е. С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. 2005. — № 3. — С. 71-77.
  2. Бабешко В. Н., Нежурина М. И. Система оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения. — М. : ЦДО МИЭМ : Европейский центр по качеству, 2004. — 178 с.
  3. Project Cycle Management Handbook. EuropeAid Co-operation Office, General Affairs, Evaluation. European Commission, March 2002. – 115 c.
01.01.2006 Инженерное образование и наука в мировом пространстве. GEER : сб. тр. междунар. конф., посвящ. 110-летию основания Том. политехн. ун-та и 100-летию первого выпуска сиб. инженеров, 1-2 июня, 2006 г., Россия, Томск. – Томск : Изд-во ТПУ, 2006. - С. 221-226.