Программная система мониторинга качества и информатизации образования в регионе — «ИНФОРМОС»

Описывается опыт ИДО НГТУ в создании и использовании программной системы мониторинга качество и информатизации образования.

Основная цель мониторинга в системе образования — предоставление оперативной и полной информации для поддержки органов власти в выборе управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

В рамках межрегионального проекта по федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005)» была разработана и успешно апробирована в ноябре 2005 года на основе методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования на примере 30 школ нескольких регионов СФО программная система мониторинга «ИНФОРМОС».

Программная система «ИНФОРМОС» — распределенная, web-ориентированная система, предназначенная для мониторинга качества и информатизации образования в регионе.

  1. При разработке системы были выделены основные принципы реализации мониторинга (непрерывность, оперативность, достоверность данных, невысокие затраты на реализацию и проведение мониторинга), на основе которых выработаны следующие требования к программной системе мониторинга «ИНФОРМОС»:
    • распределенный характер сбора и хранения данных;
    • хранение данных за длительный промежуток времени;
    • возможность реализации различных методик мониторинга;
    • высокая скорость работы;
    • защищенность информации;
    • низкая стоимость используемого программного обеспечения;
    • низкая стоимость внедрения системы;
    • удобный пользовательский интерфейс.
  2. Пилотная версия программной системы «ИНФОРМОС» позволяет проводить сбор данных согласно разработанной специалистами ИДО НГТУ методике оценки влияния обеспечении доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на качество образования. Методика содержит основные группы показа гелей, которые представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Основные группы показателей

    Группа Пример показателей
    Общая характеристика школы
    • тип школы
    • число преподавателей в школе
    Способ подключения к Интернет
    • по спутниковому каналу
    Совокупная стоимость оплаты трафика, в том числе по источникам финансирования
    • бюджет школы
    Техническая поддержка связи с Интернет
    • специально выделенный технический персонал
    • учитель информатики
    Обеспеченность школы электронными ресурсами
    • число компакт-дисков с электронными учебными материалами
    • наличие web-сайта (web-странички) школы в Интернет
    Компетенции преподавателей в ИКТ, повышение квалификации
    • число преподавателей, имеющих базовый уровень подготовки в ИКТ
    Характеристика качества результатов обучения в школе
    • абсолютная успеваемость по школе, в том числе:
    • по 5-9 классам
  3. Программная система «ИНФОРМОС» представляет собой систему сбора, обработки данных, получения новых знаний. Она должна состоять из следующей группы модулей: модуль сбора данных, модуль хранения, модуль обработки и представления, модуль получения новых, знаний и модуль поддержки принятия решений (рис. 1).

    Рис. 1. Модули системы ПСМ «ИНФОРМОС»

    В настоящий момент реализованы первые два, остальные находятся на стадии разработки.

    Система имеет удобные пользовательские интерфейсы, через которые могут работать следующие типы пользователей: школа, оператор района, оператор области, менеджер-аналитик, системный администратор.

    Разработанные на сегодня модули программной системы включают в себя подмодули сбора данных, аналитики, хранилища данных и администрирования (Рис.2).

    Рис. 2. Структура ПСМ «ИНФОРМОС»

  4. При разработке методики оценки влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам па качество образования был сделан вывод о том, что процесс сбора данных должен представлять собой ярусную структуру (рис. 3), что было заложено в программную систему «ИНФОРМОС».

     

    Рис. 3 Ярусная структура процесса сбора данных

    Основная идея такого процесса — сбор нижними ярусами данных, генерирование сводных данных по собранным данным и дополнение их собственными данными текущего яруса. Так, например, собранные данные о школах района агрегируются и составляют сводные данные по школам этого района. Затем они дополняются «собственными» данными района. Далее сводные данные по районам агрегируются на уровне области, где дополняются «собственными» данными области. К примеру, показатель «наличие программы информатизации в области» может заполнить только областной оператор.

    На основании такой схемы возможен переход на уровень федерального округа. Предполагается, что в каждом субъекте Федерации устанавливается свой программный модуль системы «ИНФОРМОС» идентичной структуры. Благодаря чему обеспечивается взаимодействие этих модулей. Хранилище данных каждого региона — «черный ящик» для других. К какой информации давать доступ соседним регионам решает руководство региона.

  5. Разработанная система мониторинга позволяет:
    • распределенный характер сбора и хранения данных, благодаря чему возможен оперативный сбор данных;
    • дружественный интерфейс системы для всех типов пользователей, что позволяет работать с системой пользователям с невысоким уровнем компьютерной грамотности;
    • авторизованный доступ к системе и хранимым данным, обеспечивающий возможность выборочной публикации информации; упрощенное внедрение в образовательную систему за счет использования стандартизованных средств;
    • функциональная вариативность системы, заключающаяся в возможности настройки системы на широкий спектр предметных областей качества образовательной системы;
    • нацеленность на систему образования России;
    • возможность расширения системы в пределах Сибирского федерального округа (СФО);
    • относительно невысокая стоимость системы «ИНФОРМОС»;
    • используется бесплатное программное обеспечение;
    • доступные системные требования для работы программной системы.

Авторы считают, что данную систему можно использовать в образовательной системе для мониторинга качества и информатизации образования в регионе с целью поддержки принятия решений руководством.

01.01.2006 Опыт построения региональных систем оценки качества образования. Модели развития региональных центров обработки информации в контексте формирования и функционирования общероссийской системы оценки качества образования : (материалы межрегион. совещ.), 15-17 марта 2006 г. / Федер. служба по надзору в сфере образования и науки, Департамент образования Новосиб. обл. – Новосибирск, 2006. – С. 95-99 : ил.