Информационно-аналитическая система мониторинга «Информос»: Оценка уровня информатизации образования в Новосибирской области

В настоящее время проведение исследований с целью принятия эффективных решений в области информатизации регионального образования сопряжено со многими трудностями (отсутствие единого методологического подхода к сбору и анализу информации; разрозненность, неполнота и недостоверность собираемой информации; получение в результате анализа не вполне адекватного отображения ситуации в исследуемой области и пр.).

Сегодня стало очевидным, что только системное использование всего многообразия методов и каналов сбора информации позволит создать реальное представление о ходе и результатах выполнения программ информатизации образования.

В рамках реализации проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций», проводится мониторинг использования телекоммуникационных технологий в средних школах. Актуальность настоящего проекта объясняется необходимостью развития образовательной инфраструктуры в регионах.

Целью создания системы является автоматизация и обеспечение поддержки процесса принятия решений в области информатизации образования региона (на примере Новосибирской области).

На основе разработанных в ИДО НГТУ методик мониторинга и оценки уровня информатизации образования сделан вывод о том, что структура процесса сбора данных должна быть ярусная (рис. 1.). Основная идея такого процесса – сбор нижними ярусами данных, генерирование сводных по ним и дополнение, данными текущего яруса. Так, например, из собранных данные о школах района генерируются сводные данные по школам района. Затем они дополняются собственными данными района.

 

 

Рис. 1. Ярусный процесс сбора данных

Для реализации такого процесса сбора данных структуры системы мониторинга и используемой базы данных должны быть модульными. Данный принцип позволит организовать все функционально-логические модули системы:

  • модуль «Хранилище данных мониторинга», предназначенный для хранения данных мониторинга (пользователи, формы);
  • модуль «Сбор информации», представляющий собой средства анкетирования школ, районов, области;
  • модуль «Администрирование», предназначенный для работы администратора системы с информацией о пользователях (добавление, удаление, редактирование) и администрирования модуля «Хранилище данных мониторинга».

Система должна предоставлять средства по реализации соответствующих возможностей каждому типу пользователей по наполнению данными, просмотру результатов анкетирования. На первоначальном этапе реализации системы необходимо просмотр базовых статистических показателей анкетирования.

В базовом варианте системы предполагается реализация средств администрирования, контроля корректности ввода данных пользователем. Данные средства также должны предоставлять возможности по управлению (создание, редактирование, удаление) пользователей всех типов. Используя эти средства необходимо создать базу данных не только по данным мониторинга, но и по объектам мониторинга – школам, районам области, региона в целом.

Разработка интерфейсов взаимодействия пользователей и системы должны представлять собой интуитивно понятные, но в тоже время, функционально полные средства. Эта задача представляет собой достаточно важной при создании системы для объектов образования региона.

В связи с конфиденциальностью данных непременным условием является обеспечение достаточного уровня безопасности системы и авторизованного доступа к системе мониторинга, а также распределением привилегий на администрирование данной системы. Необходима также система резервного копирования данных.

Предполагается выбор наиболее оптимальных информационных и лингвистических средств обеспечения проекта. Данные средства должны удовлетворять всем требованиям, налагаемым на структуру, возможностям системы.

В ИДО НГТУ создан и успешно опробирован пилотный проект системы. Работа была профинансирована в рамках реализации проекта «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций».

В настоящий момент идет процесс расширения технических, аналитических возможностей ИАСМ «ИНФОРМОС», в том числе средств обработки, интеллектуального анализа и представления результирующих данных (подсистемы визуализации и генераторы отчетов).

01.01.2006 Информационные технологии в образовании и науке. ИТОН–2006 : тез. докл. всерос. науч.–практ. конф. – М. : Моск. фин. акад., 2006. – С. 541-544.