15 октября 2006 года завершился Всероссийский конкурс инновационных проектов аспирантов и студентов по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы», который проводился в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы.
Hot Potatoes – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.
В настоящее время система образования высшей школы отстает от резкого роста новых информационных технологий. Это приводит к снижению качества образования. Обновление учебного материала не успевает за развитием науки. Традиционные учебные технологии не обеспечивают полного усвоения объема знаний. Узкопрофессиональное образование приводит к потере его фундаментальности. Все это происходит на фоне резкого увеличения спроса на образование. В этой ситуации информатизация образования может рассматриваться как один из путей преодоления этого кризиса.
Изменение целей и возможностей современного образования, все возрастающая его коммерческая эффективность везде в мире привели к тому, что во всех развитых странах широко внедряются новые технологии образования на базе современных информационных и телекоммуникационных средств, иначе средств телематики.
Полноценное развитие дистанционного образования в стенах традиционного университета предполагает создание информационной обучающей среды университета, под которой мы понимаем комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программно-методическими и техническими средствами и ориентированными на процесс обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как часть информационной образовательной среды, реализующей функции не только обучения, но и управления процессом образования (от набора студентов и слушателей, включая маркетинг образовательных услуг, до отслеживания трудоустройства выпускников) и мониторинга качества образования.
Проблема индивидуализации обучения и разработки учебных материалов, которые в полной мере отвечали бы потребностям конкретных групп обучающихся — одна из центральных в методике преподавания иностранных языков. Особенно значимой эта проблема является для компьютерных средств обучения, поскольку компьютерные учебные материалы, с одной стороны, изначально в большей степени ориентированы на индивидуальную работу, с другой — обладают техническими средствами для успешного решения этой проблемы.
В настоящее время все более актуальным становится такое направление дистанционного образования, как «обучающиеся организации» или «обучение в организации». Обучающая среда, необходимая для развития такого образования, содержит в себе банк принятых решений. Под таким банком, как правило, понимается совокупность разнообразных решений, принимаемых в ходе деятельности организации, с оценками последствий принятия этих решений.
Тестирование как вид обучающей деятельности широко используется при различных формах обучения: очной, заочной, и становится необходимым при дистанционном обучении. Использование компьютеризированного тестирования предполагает разработку так называемых тестовых оболочек, т.е. программ, которые при введении в них конкретных тестов по той или иной дисциплине становятся тестирующими программами для данной дисциплины. В настоящее время на рынке программных продуктов имеется достаточно много разнообразных программных систем зарубежного и отечественного производства, выполняющих роль такого рода тестовых оболочек. Тем не менее, многие университеты, внедряющие у себя дистанционную форму обучения, занимаются разработкой тестовых оболочек. Это обусловлено не только достаточно высокой ценой этих программных систем, но и тем, что зачастую функциональные возможности предлагаемых тестовых оболочек не соответствуют тем ограничениям, которые выдвигают преподаватели — разработчики тестов.
Полноценное развитие дистанционного образования в стенах традиционного университета предполагает создание информационной обучающей среды университета, под которой мы понимаем комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программно-методическими и техническими средствами и ориентированными на процесс обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как часть информационной образовательной среды, реализующей функции не только обучения, но и управления процессом образования (от набора студентов и слушателей, включая маркетинг образовательных услуг, до отслеживания трудоустройства выпускников) и мониторинга качества образования.
Тенденция развития образовательного процесса в развитых странах такова, что технологии дистанционного обучения оказываются все более востребованными как при очной, так и при заочной формах образования. В Новосибирской области эта потребность обуславливается не только географическими и демографическими особенностями (большие расстояния, более половины населения проживает в крупном полисе — Новосибирске), но и такими социально-экономическими факторами, как, например, сосредоточение в области, преимущественно в городе, наукоемких и высокотехнологичных отраслей, требующих высококвалифицированного персонала.