Создание индивидуальных программ компьютерного обучения на основе мультимедийного курса «REWARD INTERN@TIVE»

Проблема индивидуализации обучения и разработки учебных материалов, которые в полной мере отвечали бы потребностям конкретных групп обучающихся — одна из центральных в методике преподавания иностранных языков. Особенно значимой эта проблема является для компьютерных средств обучения, поскольку компьютерные учебные материалы, с одной стороны, изначально в большей степени ориентированы на индивидуальную работу, с другой — обладают техническими средствами для успешного решения этой проблемы.

Существует несколько способов реализации индивидуализации обучения в компьютерных учебных пособиях. Наиболее распространенными являются предоставление учащимся возможности выбора уровня сложности, темпа и порядка изучения материала в обучающих программах и использование инструментальных средств, в частности, программ-оболочек, позволяющих варьировать языковое наполнение упражнений. В мультимедийной обучающей программе «Reward InterN@tive» (1999) предложен принципиально иной подход. Он заключается в том, что авторами предусмотрена возможность автоматической выборки из программы упражнений и заданий определенного типа и последующего их комбинирования в соответствии с потребностями обучающихся.

Программа «Reward InterN@tive», основанная на многоуровневом учебном комплексе «Reward» (Macmillan Heinemann ELT, 1996), состоит из 40 уроков для уровней elementary, pre-intermediate, intermediate and 20 уроков для уровня upper-intermediate. В каждом уроке представлены задания для работы над различными аспектами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) и видами речевой деятельности (чтением, говорением, аудированием и письменной речью). Материал организован в блоки, включающие 4-5 уроков, видеоурок на основе видеокурса «Reward», проверочную и контрольную работы. С помощью специального блока программы, названного авторами «Навигатор курса», пользователь (преподаватель, учащийся) может создавать индивидуальные курсы / программы обучения.

Навигатор курса предоставляет возможность:

  1. Определить содержание и объем создаваемой программы обучения на основе выбора упражнений из:
    • разделов, посвященных определенным аспектам языка и видам речевой деятельности: «грамматика», «лексика», «фонетика», «темы», «говорение», «чтение», «аудирование», «письмо»;
    • структурных блоков «Reward lnterN@tive». Упражнения могут выбираться из всех, одного или нескольких разделов и блоков программы и комбинироваться в любой последовательности.
  2. Сохранить созданные курсы. Впоследствии любой курс будет загружаться при выборе его из списка курсов (для этого в Навигаторе курса предусмотрена опция «Раскрыть список «Избранное»).

Таким образом, весь богатейший учебный материал мультимедийного курса «Reward InterN@tive» может эффективно использоваться для создания индивидуальных программ обучения, соответствующих конкретным образовательным потребностям учащихся.

01.01.2001 Новые информационные технологии в университетском образовании : тез. докл. междунар. науч.-метод. конф., 6-8 июня 2001 г., г. Новосибирск / Сиб. гос. ун-т путей сообщ., Ин-т дискрет. математики и информатики, Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 2001. – С. 230.