Необходимость разработки полноценных образовательных программ подготовки кадров для системы ОО диктуется все более широким распространением технологий дистанционного обучения в российском образовании, увеличением потребности в специалистах, необходимостью повышения их квалификации и совершенно недостаточным на сегодняшний день учебно-методическим обеспечением для поддержки учебного процесса.
В статье обсуждаются вопросы качества образовательных программ в дистанционном образовании. Подчеркивается различие понятий оценивания и мониторинга. Перечисляются принципы и объекты мониторинга выполнения образовательных программ в дистанционном образовании, рассматриваются соответствующие этому виду мониторинга процедуры и инструментарий. The goal of this study was to determine the quality of educational programs in the distance education. The authors showed the difference between evaluation and monitoring. The principles and the objects of educational programs monitoring in the distance education were called, the technologies and tools of such monitoring were discussed.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности в различных сферах образования, науки и культуры. Между тем такое использование не привело к эффективному использованию ИКТ специалистами различных профессиональных областей. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ рассчитаны на две категории слушателей – начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.
Данная публикация посвящена вопросам разработки системы компетенций специалистов для ОДО. Предлагаются для обсуждения описания 7 профилей специалистов, разработанных авторами публикации: преподаватель ОДО/e-learning, разработчик материалов для системы ОДО, консультант по разработке проектов, администратор технологического сопровождения, менеджер с функциями маркетолога, специалист по управлению качеством и повышению квалификации персонала, администратор службы поддержки студентов. В работе предлагается проект методики разработки образовательной программы повышения квалификации специалистов ОДО/e-learning, а также рекомендации в адрес федеральных органов власти.
В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетирования преподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности, как в обучении студентов, так и в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом.
Высшее учебное заведение на основе своего видения или под влиянием внешних требований создаёт свою собственную систему гарантий качества образования. Основываясь на утверждении, что качество – многоаспектное комплексное понятие, необходимо говорить о качестве процессов, качестве ресурсов (человеческих, материальных, учебно-методических, информационных и пр.), качестве нормативной базы, качестве результатов, качестве социального партнерства и пр. В последнее время многие вузы создают и сертифицируют системы менеджмента качества (СМК), основанные на использовании различных моделей. Однако важным является не столько создание СМК вуза и ее сертификация, сколько поддержание системы в актуальном состоянии и запуск процессов постоянного совершенствования качества.
The article presents the main ideas of complex monitoring and quality assessment of educational services at university. Monitoring and quality assessment model is described, monitoring objects are selected.
Методическое пособие посвящено вопросам применения традиционных методов мониторинга и оценивания качества в образовании. В методическом пособии приведено описание наиболее распространенных методов мониторинга и оценивания качества и рабочая программа курса «Мониторинг и оценивание качества профессионального образования. Примерная методика», предназначенная для повышения квалификации специалистов, работающих в системе профессионального образования.
Методическое пособие, посвященное вопросам формирования и применения методики мониторинга и оценивания качества подготовки специалистов в вузе предназначена для руководителей подразделений вуза (деканов, заведующих кафедрами, руководителей отделов и служб), преподавателей, стремящихся к постоянному совершенствованию качества своей деятельности, студентов старших курсов и магистрантов, обучающихся по программам менеджмента качества.
В статье приводится анализ возможности использования традиционных для промышленности и сферы услуг методов мониторинга и контроля качества в образовании. Авторы предлагают формат инвариантной методики мониторинга, которая позволит специалистам образовательных учреждений проводить самооценку и аудит различных видов деятельности.