О программе ФПК

В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетирования преподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности, как в обучении студентов, так и в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом.

Достаточно часто препятствием для эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности является низкий уровень владения навыками пользователя. К числу наиболее типичных проблем пользователей относятся:

  • отсутствие навыков десятипальцевого набора текста;
  • незнание возможностей операционной системы;
  • использование ограниченного числа прикладных программ;
  • использование ограниченного набора функций, предоставляемых программами;
  • незнание (и игнорирование) норм общения в электронной среде;
  • отсутствие навыков представления информации в электронном виде, который требует не только особого стиля изложения, но и использования средств визуализации текста (инфографики).

Причины такого положения носят как объективный, так и субъективный характер. Среди них:

  • недооценка значения навыков квалифицированного пользователя для эффективной работы;
  • сложившаяся практика подготовки пользователей, ориентированная на обучение элементарным навыкам работы на компьютере и на интенсивное курсовое обучение, требующее усвоения больших объемов информации в ограниченный период времени;
  • многофункциональность программных продуктов и не всегда доступный для пользователей язык интерфейса ресурсов и справочной информации;
  • необходимость постоянной практики, поскольку приобретенные в процессе обучения навыки утрачиваются, если те или иные программы или определенные функции программ используются нерегулярно;
  • психологическая неготовность к необходимости освоения новых ресурсов при возможности обращения к специалистам;
  • разный уровень владения различными программными продуктами, связанный с конкретными условиями деятельности (например, отсутствием доступа в Интернет, использованием устаревшего оборудования).

Между тем отсутствие необходимых навыков использования ИКТ приводит к значительным потерям времени как самих пользователей, так и всех тех, кому приходится корректировать их работу или восстанавливать «разрушительные» последствия их деятельности. За рубежом в связи с этим были разработаны стандартизованные требования к уровню подготовки пользователей, соответствие которым учитывается при приеме на работу. Международная сертификация пользователей получает все большее распространение и в России (см. статью «Международные стандарты компьютерной грамотности пользователей», ИТО №3, с. 11).

При разработке программы «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на ФПК постарались учесть указанные недостатки подготовки пользователей и предложить такую организацию обучения, которая позволила бы сделать подготовку преподавателей в области ИКТ более эффективной и ориентированной на практические потребности и реальные условия деятельности преподавателей.

В структуру образовательной программы входят следующие курсы:

  • ИКТ в профессиональной деятельности (2 уровня − 144 час.);ИКТ в преподавании (на материале различных дисциплин) (72 час.);
  • Дизайн учебно-методических материалов (72 час.);
  • Проектирование электронного учебника (120 час.).

Обучение организовано по многоуровневой модульной системе с использованием гибкого графика занятий. Первый уровень курса «ИКТ в профессиональной деятельности» предназначен для преподавателей, не имеющих подготовки в области ИКТ или владеющих только начальными навыками работы на компьютере. Аудиторные занятия по данному курсу проводятся в объеме 44 часов 2-3 раза в неделю; 28 часов отводятся на самостоятельную работу обучающихся.

Второй уровень ориентирован на подготовку квалифицированного пользователя персонального компьютера и формирование навыков эффективного использования возможностей ИКТ в профессиональной деятельности. Обучающиеся могут согласовать с преподавателем график занятий в объеме 40 часов и выбрать необходимые для изучения темы. Тематический план курса второго уровня будет в ближайшее время размещен на сайте ФПК.

Для преподавателей, уже владеющих навыками профессионального использования ИКТ, организуются обучающие семинары по новым программным ресурсам. Например, для заведующих кафедрами и деканов уже проведены семинары, на которых были представлены разработанная в ИДО система доставки учебных курсов и оболочка для создания сайтов преподавателей и кафедр. Кроме того, преподаватели могут посетить занятия по любому модулю программы, представляющему для них интерес, или предложить темы учебных семинаров для кафедры.

Особенности той или иной дисциплины диктуют специфику использования ИКТ в ее преподавании, поэтому перспективным направлением представляется разработка курсов повышения квалификации для преподавателей определенных дисциплин. Практика проведения такого курса для преподавателей иностранных языков показывает, что для организации подобных курсов целесообразны: интенсивное обучение на первом этапе, последующие еженедельные семинары и консультации и обязательное проведение занятий со студентами с использованием ИКТ, что позволяет применить полученные знания в реальном учебном процессе.

Методическое обеспечение всех курсов программы представлено печатными и электронными учебными пособиями и материалами. Для определения уровня владения тем или иным программным ресурсом на ФПК разрабатываются бланки самооценки, которые включают детальные списки функций программных средств, которые должен уметь использовать квалифицированный пользователь. Примеры подобных бланков и другие материалы для обучения квалифицированных пользователей включены в специально подготовленное для курсов учебное пособие Г. Б. Паршуковой и М. А. Бовтенко «Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя». В следующем семестре материалы курсов программы будут представлены в электронном виде, что позволит преподавателем самостоятельно знакомиться со всеми учебными ресурсами курсов и выбирать наиболее приемлемую для себя форму обучения − очную, дистанционную или комбинированную (очно-дистанционную).

Обучение по программе «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» является одним из возможных вариантов повышения квалификации преподавателей НГТУ, которое, согласно новому Положению о повышении квалификации, разосланному на кафедры, будет учитываться при избрании на должность. Кроме того, факультет или кафедра могут предложить темы обучающих семинаров и самостоятельно или с помощью специалистов ФПКП разработать собственную программу повышения квалификации для своих преподавателей. Если подобная программа будет включена в план ФПКП, то оплата труда специалистов, проводящих повышение квалификации, будет производиться из средств ФПКП.

Обучение на ФПКП для преподавателей НГТУ бесплатное. Заявку на повышение квалификации преподавателей кафедры на предстоящий учебный год в мае текущего года готовит и подает на ФПКП заведующий кафедрой. В заявке указывается: ФИО преподавателя, выбранный преподавателем курс и семестр, в котором планируется повышение квалификации. Преподаватели могут записаться на повышение квалификации самостоятельно в деканате ФПКП в начале семестра.

Контактная информация:Деканат ФПКП, корпус I, ауд. 229Тел.: 46-34-10Методисты: Куксова Валентина Ивановна, Чулкова Нина ГеоргиевнаВеб-сайт ФПКП: http://smc.nstu.ru/

01.01.2005 Информационыне технологии в образовании. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - № 2. – С. 19-20.