Критическим моментом при организации дистанционного обучения является выбор системы хранения, управления, внесения изменений в содержание учебных ресурсов. Эти возможности могут быть реализованы набором стандартных средств (обычная и электронная почта, телефон, доски объявлений, электронные таблицы и базы данных), однако такие функции, как правило, реализуются специализированными сетевыми программными системами.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным внедрением технологий электронного обучения (e-learning). Как правило, под электронным обучением понимают процесс обучения через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением. Электронное обучение широко применяется в корпоративном обучении, но становится все более очевидным эффективность применения его технологий и в высшем образовании, как для целей дистанционного обучения, так и в традиционном обучении. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе позволяет значительно интенсифицировать самостоятельную работу студентов, обеспечивая их не только доступными учебно-методическими материалами, но и разнообразными сервисами, направленными на обеспечение коммуникаций учебного назначения студентов между собой, с преподавателями, со службой поддержки учебного процесса.
Одним из важнейших компонентов организации системы дистанционного образования является организация системы управления обучением (LMS — Learning Management System и VLE — Virtual Learning Environments). Одна из задач таких систем — управление информационными ресурсами. Центральное место в любой технологии обучения занимает учебный курс. Его содержание, отдельные разделы, функциональные возможности, а также технологии его преподавания и изучения оказывают значительное влияние на качество обучения студентов.
В статье представлено описание основных электронных образовательных ресурсов НГТУ.
В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетирования преподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности, как в обучении студентов, так и в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом.
Ресурсное и методическое обеспечение деятельности преподавателей является одним из важнейших условий эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Создание специализированных порталов и веб-сайтов для преподавателей и размещение на них широкого спектра ресурсов направлено на совершенствование информационно-методической поддержки преподавателей и повышение ее эффективности.
При определении содержания и структуры ресурсно-методического обеспечения программ подготовки и переподготовки преподавателей в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности должны учитываться особенности предметной области обучения. Специфика применения ИКТ в преподавании иностранных языков связана с использованием большого числа разнообразных инфокоммуникаци-онных ресурсов (обучающих программ, электронных словарей, прикладных и специализированных лингвистических программ, аутентичных материалов Интернета и средств электронной коммуникации), с необходимостью создания электронных учебных материалов, заданий и упражнений для конкретных учебных курсов и адаптации подобных ресурсов к потребностям определенных групп обучающихся и условиям образовательного процесса.
В соответствии с современными принципами корпоративной культуры к важным компонентам официальных Интернет ресурсов образовательных учреждений принадлежит информация о преподавателях и сотрудниках. Основными целями размещения подобной информации являются отражение квалификации преподавателей и сотрудников и их роли в текущем образовательном и научном процессе и предоставление официальной контактной информации.
Под информационной образовательной средой (ИОС) университета зачастую понимают комплекс современных информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим (в том числе телекоммуникационным) обеспечением, предназначенный для обучения и управления процессом образования и его качеством (от набора студентов и слушателей и маркетинга образовательных услуг до формирования и реализации образовательных программ). Очевидно, что встречающееся определение ИОС как «программно-телекоммуникационной среды, обеспечивающей едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет…» недостаточно полно, так как акцентирует внимание на технологической составляющей, оставляя без внимания содержательное и методическое наполнение образования, т.е. собственно образовательные ресурсы в информационном пространстве.
Интенсивное развитие электронного обучения (e-learning), под которым, как правило, понимается процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением, в первую очередь было обусловлено потребностями и возможностями корпоративного обучения. Постепенно технологии электронного обучения становились основными в дистанционном образовании. В настоящее время очевидна эффективность их применения и в традиционном обучении на разных уровнях профессионального образования.