Бурное вовлечение в развитие страны информационных технологий, в том числе в образовании, обусловлено тенденциями развития экономических, политических и социальных процессов современного мира. Основная направленность этого глобального процесса -преодоление цифрового неравенства («digital divide»).
В данной статье авторы предлагают подход, позволяющий дифференцировано подходить к различным образовательным проектам, в том числе связанным с электронным обучением. Для этого предложена классификация проектов и модели их успешности, а также обозначены группы критериев оценки их эффективности.
Навыкам работы в информационных средах студенты обучаются с помощью многих учебных курсов. Прежде всего, это так называемые курсы «Введение в специальность», в которых преподаватели — предметники вводят студентов в круг авторов – ученых, специалистов, работающих по профессиональным проблемам, затем это традиционные курсы информационной грамотности или библиотечно-библиографического обеспечения профессиональной и учебной деятельности, обычно читающиеся специалистами университетских библиотек, наконец, это курсы информатики, в которых затрагиваются вопросы использования Интернет ресурсов. Однако обобщающих курсов, связывающих информационную среду в единое системное поле для студентов пока нет.
Высшее образование претерпевает в настоящее время изменения, вызванные требованием времени. Меняется учебная деятельность участников образовательного процесса. Привычная организационная модель обучения уже не устраивает ни преподавателей с одной стороны, ни обучающихся с другой. Новые организационные модели обучения, базирующие на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) не используются должным образом.
Комбинированная форма обучения (КФО), которая реализуется в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО), которая использует модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle. Практическая реализация КФО накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса, к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.
Если рассматривать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как набор средств для телекоммуникаций, а в области образования – как набор средств для обучения в электронной среде, то неизбежно встает вопрос: для чего и как эти средства использовать?
Томский государственный университет (ТГУ) предоставляет широчайшие возможности знакомить всех заинтересованных лиц, вовлеченных в образование, с последними новинками в области информационных и педагогических технологий в рамках курсов повышения квалификации. Внедряя информационные коммуникационные технологии в образовательный процесс, ТГУ предоставляет курсы для обучения в дистанционном режиме.
Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс приводит к необходимости его трансформации. Электронное обучение становится неотъемлемой частью учебного процесса, так как представляет широкие возможности для представления учебных материалов, для разработки интерактивных курсов или просто создания электронных версий курса.