Данная публикация посвящена вопросам постпроектной устойчивости функционирования сети Региональных Ресурсных Центров ОДО: формулируются ключевые факторы устойчивости сети, описывается процесс обеспечения стратегической устойчивости и комплекс мероприятий, формирующих процесс обеспечения стратегической устойчивости. Приводится отчёт о «Лучших практиках» в рамках реализации данного микропроекта (ряд интересных и практически значимых результатов, достигнутых в планах маркетинга) и миссии РРЦ ОДО.
Данная публикация посвящена вопросам разработки системы компетенций специалистов для ОДО. Предлагаются для обсуждения описания 7 профилей специалистов, разработанных авторами публикации: преподаватель ОДО/e-learning, разработчик материалов для системы ОДО, консультант по разработке проектов, администратор технологического сопровождения, менеджер с функциями маркетолога, специалист по управлению качеством и повышению квалификации персонала, администратор службы поддержки студентов. В работе предлагается проект методики разработки образовательной программы повышения квалификации специалистов ОДО/e-learning, а также рекомендации в адрес федеральных органов власти.
С октября 2005 года в семи регионах Сибирского Федерального округа (СФО) — Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской, Омской, Новосибирской, Томской областях и Красноярском крае — реализуется проект «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций».
В настоящее время проведение исследований с целью принятия эффективных решений в области информатизации регионального образования сопряжено со многими трудностями (отсутствие единого методологического подхода к сбору и анализу информации; разрозненность, неполнота и недостоверность собираемой информации; получение в результате анализа не вполне адекватного отображения ситуации в исследуемой области и пр.).
Одной из важнейших компонент организации системы дистанционного образования является виртуальная среда обучения. Задача виртуальной среды обучения заключается в создании максимально удобных, как для преподавателя, так и для студентов, интерфейсов общения друг с другом, облегчении контроля процесса обучения студентов.
Обучение по комбинированной форме образования реализуется в очном и дистанционном режимах с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Одной из наиболее актуальных задач в рамках организации комбинированной формы обучения является разработка системы оплаты работы преподавателя с применением дистанционных технологий. Важно создать систему оплаты на базе таких принципов, которые стимулировали бы внедрение технологий и форм дистанционного обучения в учебный процесс.
Одним из важных условий успешного формирования и развития информационно-образовательной среды (ИОС) вуза является активное участие в этом процессе профессорско-преподавательского состава. Для вовлечения преподавателей в процесс информатизации необходимо, в частности, постоянно информировать их о происходящих в вузе переменах, об их целях и результатах, а также делать более открытым процесс принятия решений.
В настоящее время развитие организационных моделей управления процессами информатизации в российском образовании значительно отстает от аналогичных процессов в других отраслях. В большинстве крупных российских компаний, по примеру западных, уже существуют особые информационные службы, задачи которых постепенно изменяются: от элементарного информационного и телекоммуникационного сопровождения бизнес-процессов к обеспечению принятия решений по оптимизации бизнес-процессов, в том числе и на основе управления знаниями, осуществление которого в современном мире возможно только в условиях IT-менеджмента.
7-9 июня 2005 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики состоялась XII Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика’2005″.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным внедрением технологий электронного обучения (e-learning). Как правило, под электронным обучением понимают процесс обучения через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением. Электронное обучение широко применяется в корпоративном обучении, но становится все более очевидным эффективность применения его технологий и в высшем образовании, как для целей дистанционного обучения, так и в традиционном обучении. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе позволяет значительно интенсифицировать самостоятельную работу студентов, обеспечивая их не только доступными учебно-методическими материалами, но и разнообразными сервисами, направленными на обеспечение коммуникаций учебного назначения студентов между собой, с преподавателями, со службой поддержки учебного процесса.