На базе созданной в ИДО НГТУ технологической платформы развиваются три основных модели ЭО: комбинированное обучение по программам высшего и второго высшего образования, довузовская дистанционная подготовка, а также дистанционное дополнительное профессиональное образование.
В последние годы в вузах России все большее применение в учебном процессе находит компьютерное тестирование. Для его проведения существует множество программных систем, обладающих своими достоинствами и недостатками. В Новосибирском Государственном Техническом Университете (НГТУ) наиболее популярной является тестовая система DiTest v.1, разработанная Институтом дистанционного образования (ИДО) НГТУ. В настоящее время в системе функционирует более 270 комплектов тестовых заданий. Тестирование проходят студенты очной и заочной форм обучения, слушатели факультета повышения квалификации (ФПК). Для студентов комбинированной формы обучения итоговая аттестация в летнюю дистанционную сессию в форме компьютерного тестирования является обязательной.
В нашем университете работа по подготовке школьников к поступлению в НГТУ эффективно ведется в лицее и Центре довузовского образования. Для организации довузовской подготовки школьников, которые живут далеко от Новосибирска или по каким-то другим причинам не могут проходить обучение в очной или заочной форме, в Институте дистанционного образования был создан Центр дистанционного довузовского образования (ЦДДО).
В настоящее время университеты России понимают проблему качества подготовки абитуриентов как одну из самых важнейших. Качество образования выпускника школы напрямую связано с проблемой качества подготовки студентов вузах. Для абитуриентов, которые, в соответствии с законодательством РФ, имеют право сдавать вступительные экзамены по материалам вуза, в ЦДДО проводятся дистанционные подготовительные курсы.
С 1 июня 2009 г. работает новый сайт Института дистанционного образования.
В рамках Инновационной образовательной программы (ИОП) НГТУ «Высокие технологии» Институтом дистанционного образования (ИДО) были разработаны новые программные продукты (а также новые версии разработанных ранее программ) для поддержки электронной среды обучения в нашем университете. Эти программные системы, служащие для поддержки электронного обучения как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса, образуют семейство продуктов, получившее название DiSpace.
В этом году Министерством образования РФ введён новый порядок поступления в вузы, согласно которому приём на первый курс НГТУ для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится либо по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) либо, для некоторых категорий абитуриентов, по результатам вступительных испытаний, проводимых университетом самостоятельно.
Комбинированная форма обучения (КФО), которая реализуется в НГТУ технологически обеспечивается электронной средой обучения (ЭСО), которая использует модули ЭСО DiDesk, DiTest, DiClass, а также сопряженный с ЭСО НГТУ модуль Moodle. Практическая реализация КФО накладывает ряд дополнительных требований к организаторам учебного процесса, к разработчикам технологий и организаторам электронного обучения (ИДО), к кафедрам и непосредственно преподавателям, участвующим в учебном процессе.
В электронном обучении, в отличие от традиционного обучения, значительно повышается автономность обучающегося и преподавателя. Самостоятельность же сопряжена с необходимостью делать выбор и принимать решения, что может вызывать у участников образовательного процесса определенные трудности. Для решения этих проблем представляется необходимым применять в электронном обучении принципы инструктивного менеджмента.
Внедрение электронного обучения и его различных форм невозможно без привлечения такого специфического специалиста на рынке образовательных услуг как тьютор. В настоящее время тьюторы осуществляют разнообразные функции, такие как: преподавательскую, консультативную (тьютор отвечает на вопросы студентов по курсу, помогает в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.); организаторскую (по сути осуществляет организацию учебного процесса), менеджерскую (управленческую)функцию процесса обучения, посредническую (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися), проектную (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д.