Электронное портфолио и комбинированная форма обучения

На базе созданной в ИДО НГТУ технологической платформы [1] развиваются три основных модели ЭО: комбинированное обучение по программам высшего и второго выс-шего образования, довузовская дистанционная подготовка, а также дистанционное допол-нительное профессиональное образование.

Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образо-вательного портала ИДО НГТУ: http://ido.nstu.ru, позволяющего студентам осуществлять off- и on-line общение с преподавателями и между собой, а также демонстрировать свои навыки и умения, размещая свои работы в специальных электронных папках (портфолио).

Так как процесс обучения это двусторонний процесс, требующий участия и работы студента и преподавателя, целесообразно выделять студенческий электронный портфолио и преподавательский электронный портфолио [2].

Структура студенческого электронного портфолио зависит от стоящей перед студентом цели, куда он планирует его представлять, например, руководству кафедры, в оргкомитет конкурса студенческих работ; будущему работодателю, при поступлении в магистратуру или аспирантуру.

Портфолио формируется в электронном виде и включает в себя информацию о создателе, оглавление, цель создания и краткое описание профиля портфолио: учебнометодическое, научное, творческое и пр.

Удачное структурирование придает портфолио упорядоченность и удобство при пользовании всеми заинтересованными лицами: преподавателями, сокурсниками, родителями студента, администрацией учебного заведения, работодателями и др.

Структура преподавательского электронного портфолио определяется требованиями к читаемому курсу, и состоит из инвариантной и вариативной составляющей. Состав электронного портфолио преподавателя обычно состоит из: методического руководства по курсу, страницы преподавателя, рабочей программы, ГОСа по специальности, теоретических материалов, структурированных по модулям в соответствии с рабочей программой курса, а также это может быть электронный учебник или электронное учебное пособие, видео и аудио лекции, слайд-конспект лекций. Методические указания для самостоятельной работы студента (к выполнению контрольных работ, курсовых проектов, расчетно-графических работ). Методические указания к выполнению лабораторных работ, виртуальные лаборатории, интерактивные модели: Flash, VRML, 3D-модели, тренажеры, обучающие задачи, ситуационные задания, контролирующие материалы (для промежуточной, итоговой аттестации и проверки остаточных знаний), литература, ссылки на другие ресурсные центры.

Таким образом, сформированное для работы в электронной обучающей среде портфолио преподавателя, позволяет объединить наработанные за годы преподавательской деятельности учебные материалы, легко структурировать и перерабатывать наиболее удачнее образцы под другие специализации, а также использовать их для чтения лекций, проведения практических и лабораторных работ, то есть у преподавателей появляется возможность делиться и обмениваться своими знаниями и опытом.

Список литературы:

  1. Казанская О. В. Электронный факультет в составе технического университета / О. В. Казанская, О. В. Андрюшкова // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : Материалы 5 Всерос. науч.-практ. конф., Томск, 21-23 сент., 2006 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Том. гос. ун-т. – Томск : ООО «Графика», 2006. – Секция 4. Дистанционные образовательные технологии. — С. 78-80 : ил.
  2. http://bit.edu.nstu.ru/archive/issue-4-2006/distantsionnoe_povyshenie_kvalifikatsii_pr_164/
01.01.2007 Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития : материалы 6 междунар. науч.-практ. конф.-выставки, Томск, 20-22 сент. 2007 г. – Томск : ООО «Графика-Пресс», 2007. – С. 106-107. – Библиогр. : с. 107.