Реализация программ информатизации образования предполагает создание условий для эффективного использования ИКТ в учебном процессе — обучение сотрудников и преподавателей и обеспечение преподавателей рабочими местами, оборудованными компьютерами. Для диагностики уровня ИКТ-компетенции преподавателей НГТУ и оснащенности кафедр компьютерами Научно-методический центр и Институт дистанционного образования и НГТУ провели соответствующие исследования.
Портал «Hostel» – один из информационных ресурсов, которые пользуются у студентов НГТУ особой популярностью.
С октября 2005 года в семи регионах Сибирского Федерального округа (СФО) — Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской, Омской, Новосибирской, Томской областях и Красноярском крае — реализуется проект «Создание межрегионального сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций».
Ассоциация «Сибирский открытый университет» — первый в Сибири консорциум образовательных и научных учреждений, ставящий своей целью создание единого научно-образовательного пространства на основе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения, которое объединит интеллектуальные ресурсы вузов и научных учреждений региона.
В настоящее время проведение исследований с целью принятия эффективных решений в области информатизации регионального образования сопряжено со многими трудностями (отсутствие единого методологического подхода к сбору и анализу информации; разрозненность, неполнота и недостоверность собираемой информации; получение в результате анализа не вполне адекватного отображения ситуации в исследуемой области и пр.).
Одним из важных условий успешного формирования и развития информационно-образовательной среды (ИОС) вуза является активное участие в этом процессе профессорско-преподавательского состава. Для вовлечения преподавателей в процесс информатизации необходимо, в частности, постоянно информировать их о происходящих в вузе переменах, об их целях и результатах, а также делать более открытым процесс принятия решений.
В настоящее время развитие организационных моделей управления процессами информатизации в российском образовании значительно отстает от аналогичных процессов в других отраслях. В большинстве крупных российских компаний, по примеру западных, уже существуют особые информационные службы, задачи которых постепенно изменяются: от элементарного информационного и телекоммуникационного сопровождения бизнес-процессов к обеспечению принятия решений по оптимизации бизнес-процессов, в том числе и на основе управления знаниями, осуществление которого в современном мире возможно только в условиях IT-менеджмента.
В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетирования преподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности, как в обучении студентов, так и в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом.
Ресурсное и методическое обеспечение деятельности преподавателей является одним из важнейших условий эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Создание специализированных порталов и веб-сайтов для преподавателей и размещение на них широкого спектра ресурсов направлено на совершенствование информационно-методической поддержки преподавателей и повышение ее эффективности.
При определении содержания и структуры ресурсно-методического обеспечения программ подготовки и переподготовки преподавателей в области использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности должны учитываться особенности предметной области обучения. Специфика применения ИКТ в преподавании иностранных языков связана с использованием большого числа разнообразных инфокоммуникаци-онных ресурсов (обучающих программ, электронных словарей, прикладных и специализированных лингвистических программ, аутентичных материалов Интернета и средств электронной коммуникации), с необходимостью создания электронных учебных материалов, заданий и упражнений для конкретных учебных курсов и адаптации подобных ресурсов к потребностям определенных групп обучающихся и условиям образовательного процесса.