Настоящее Положение разработано на основании Устава Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), Положения об Институте дистанционного образования (ИДО) НГТУ.
Изменение целей и возможностей современного образования, все возрастающая его коммерческая эффективность везде в мире привели к тому, что во всех развитых странах широко внедряются новые технологии образования на базе современных информационных и телекоммуникационных средств, иначе средств телематики.
Полноценное развитие дистанционного образования в стенах традиционного университета предполагает создание информационной обучающей среды университета, под которой мы понимаем комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программно-методическими и техническими средствами и ориентированными на процесс обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как часть информационной образовательной среды, реализующей функции не только обучения, но и управления процессом образования (от набора студентов и слушателей, включая маркетинг образовательных услуг, до отслеживания трудоустройства выпускников) и мониторинга качества образования.
В настоящее время все более актуальным становится такое направление дистанционного образования, как «обучающиеся организации» или «обучение в организации». Обучающая среда, необходимая для развития такого образования, содержит в себе банк принятых решений. Под таким банком, как правило, понимается совокупность разнообразных решений, принимаемых в ходе деятельности организации, с оценками последствий принятия этих решений.
Тестирование как вид обучающей деятельности широко используется при различных формах обучения: очной, заочной, и становится необходимым при дистанционном обучении. Использование компьютеризированного тестирования предполагает разработку так называемых тестовых оболочек, т.е. программ, которые при введении в них конкретных тестов по той или иной дисциплине становятся тестирующими программами для данной дисциплины. В настоящее время на рынке программных продуктов имеется достаточно много разнообразных программных систем зарубежного и отечественного производства, выполняющих роль такого рода тестовых оболочек. Тем не менее, многие университеты, внедряющие у себя дистанционную форму обучения, занимаются разработкой тестовых оболочек. Это обусловлено не только достаточно высокой ценой этих программных систем, но и тем, что зачастую функциональные возможности предлагаемых тестовых оболочек не соответствуют тем ограничениям, которые выдвигают преподаватели — разработчики тестов.
Полноценное развитие дистанционного образования в стенах традиционного университета предполагает создание информационной обучающей среды университета, под которой мы понимаем комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми программно-методическими и техническими средствами и ориентированными на процесс обучения. Очевидно, информационную обучающую среду можно рассматривать как часть информационной образовательной среды, реализующей функции не только обучения, но и управления процессом образования (от набора студентов и слушателей, включая маркетинг образовательных услуг, до отслеживания трудоустройства выпускников) и мониторинга качества образования.
Создание системы открытого и дистанционного образования в современный период возможно только на базе развитой информационной образовательной среды. Например, формирование информационно-образовательной среды Новосибирского государственного технического университета началось не сегодня — это процесс, продолжающийся уже не первое десятилетие. Но именно в наше время, когда технические возможности (обеспечение вычислительной техникой и телекоммуникациями) если не опережают, то уже вплотную приближаются к возможностям организационно-методического и технологического обеспечения, необходимость комплексного решения проблем современного образования в контексте современных информационных и телекоммуникационных технологий стала очевидной.
Тенденция развития образовательного процесса в развитых странах такова, что технологии дистанционного обучения оказываются все более востребованными как при очной, так и при заочной формах образования. В Новосибирской области эта потребность обуславливается не только географическими и демографическими особенностями (большие расстояния, более половины населения проживает в крупном полисе — Новосибирске), но и такими социально-экономическими факторами, как, например, сосредоточение в области, преимущественно в городе, наукоемких и высокотехнологичных отраслей, требующих высококвалифицированного персонала.
Необходимость разработки полноценных образовательных программ подготовки кадров для системы ОО диктуется все более широким распространением технологий дистанционного обучения в российском образовании, увеличением потребности в специалистах, необходимостью повышения их квалификации и совершенно недостаточным на сегодняшний день учебно-методическим обеспечением для поддержки учебного процесса.
В статье обсуждаются вопросы качества образовательных программ в дистанционном образовании. Подчеркивается различие понятий оценивания и мониторинга. Перечисляются принципы и объекты мониторинга выполнения образовательных программ в дистанционном образовании, рассматриваются соответствующие этому виду мониторинга процедуры и инструментарий. The goal of this study was to determine the quality of educational programs in the distance education. The authors showed the difference between evaluation and monitoring. The principles and the objects of educational programs monitoring in the distance education were called, the technologies and tools of such monitoring were discussed.