Институт дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета является структурным учебным и методическим подразделением НГТУ. Основная цель ИДО предоставление возможности обучения без отрыва от основной деятельности с целью получения высшего образования, повышения квалификации и получения второго высшего образования. В состав ИДО входят заочный факультет и отдел филиалов и представительств. На заочном факультете ведется подготовка специалистов высшей квалификации по 40 специальностям. В 5 филиалах и 7 представительствах по очной и заочной формам обучения ведется подготовка по 29 специальностям. На заочном отделении обучается — 3725 студентов (2121 контрактных и 1604 бюджетных). В филиалах и представительствах – 3200. Структура ИДО является уникальной. То, что он объединяет в своем составе традиционную заочную форму и очно-заочные формы обучения в филиалах позволяет планировать развитие дистанционного обучения исходя из практических требований процесса обучения.
Формирование информационной образовательной среды университета является не только необходимым условием успешной реализации программ дистанционного образования, но залогом повышения качества традиционных форм образования.
В статье рассматриваются вопросы формирования региональной информационно-образовательной среды (ИОС) и интеграции в нее ИОС университета. Обсуждаются научные и научно-методические направления, стимулированные развитием ИОС, необходимость утверждения принципа открытости при создании ИОС всех уровней. Представлена деятельность Новосибирского государственного технического университета по созданию ИОС, развитию технологий управления обучением. The goal of this paper was to study the questions of the regional information educational environment (IEE) creation and integration of the university IEE in it. The authors discussed directions of scientific research in framework of the IEE development. The development of Novosibirsk State Technical University IEE was presented.
Полноценное развитие открытого и дистанционного образования (ДО) в традиционных университетах является мощным импульсом для улучшения качества всех форм обучения (Афанасьев Ю. А., Казанская О. В. Дистанционное образование как фактор повышения качества образования // Качество образования: концепции, проблемы: Материалы 3 междунар. науч.-метод. конф. — Новосибирск, 2000. — С. 28-30).
In this article the concepts of «informational and educational environment» and «informational and training environment» of the university are discussed. The principles and problems of formation informational and educational environment of the university are presented. Questions of organizational maintenance and some activity directions on formation informational and educational environment of Novosibirsk state technical university are considered. The items devoted to educational portal of NSTU, and the role of large universities in creation regional informational and educational environment are discussed.
Создание информационной образовательной среды университета в значительной степени обеспечивается сформированием и поддержкой сетевых образовательных ресурсов, представленных с помощью Web-сайтов его факультетов, кафедр, научных и учебно-исследовательских лабораторий.
Эта статья описывает систему дистанционного тестирования знаний, разработанную в ИДО НГТУ и получившую название DiTest, основаную на спецификации IMS QTI. Эта система позволяет создавать тесты, проводить опрос и работать со статистикой. Главная особенность этой системы — базы данных хранятся в формате QTI, что позволяет проводить обмен данными с другими тестовыми системами.
Одной из основных частей системы дистанционного образования является компьютерное тестирование. В настоящее время существует достаточно много различных тестирующих систем, не совместимых друг с другом. У каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Однако тесты, созданные в одной из таких систем, не могут быть использованы в другой без дополнительной перекодировки.
This article discusses two concepts, namely «computer-based educational environment» and «computer-based learning environment» of the University. Tasks, objectives and principles of creating computer-based educational environment (CEE) of the University. Issues of organisational support and some activities related to the creation of CALE in the Novosibirsk State Technical University (NSTU) are considered. The NSTU distributed educational computer network portal and the role of large universities in creating the regional computer-based educational environment are discussed.
Одним из крупных российских достижений в области высшего образования была система заочного образования. Привлечение молодых людей, непосредственно работающих па производстве, обеспечивало промышленность квалифицированными кадрами. С другой стороны, обеспечивалась социальная справедливость. Высшее образование без отрыва от производства могли получить люди, не имеющие средств учиться на дневном отделении. Государство гарантировало студентам-заочникам оплаченные отпуска на время сессий. Качество образования обеспечивалось тем, что специальность должна была совпадать с профилем работы. Студенты-заочники делали дипломные работы, имеющие непосредственное внедрение на предприятии. Хотя уровень теоретической подготовки был ниже, чем у студентов дневного отделения, студенты-заочники легче адаптировались к условиям промышленного производства.