Дистанционная форма обучения в высшем образовании в настоящее время претерпевает существенные изменения за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: оперативно обмениваться учебной информацией, вне зависимости от временных поясов; создавать систему массового непрерывного самообучения и переподготовки кадров в различных отраслях; предоставлять равные возможности всем гражданам независимо от социального положения и проживания в России и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации; снизить затраты на обучения за счет уменьшения транспортных расходов и пр.; проводить одновременное обучение большого количества студентов, объединяя их в виртуальные группы и потоки; повысить качество обучения за счет применения современных образовательных ресурсов, электронных библиотек и делая учебный процесс «прозрачным»; создавать единую информационную образовательную среду.
Особенностью комбинированной формы обучения (КФО), реализуемого в НГТУ, является сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете [1-3]. Очная часть обучения – это все запланированные по учебному плану учебные мероприятия, в ходе которых начитываются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр НГТУ. Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ: http://ido.nstu.ru с помощью семейства программных продуктов DiSpace.
С начала внедрения элементов электронного обучения в различные формы образования НГТУ уже прошло более шести лет и есть возможность подвести некоторые итоги работы, выделить проблемные моменты и наметить направления работ на перспективу.
На сегодняшний день можно выделить следующие направления использования элементов электронного обучения в учебном процессе:
Если принять в качестве основных трендов развития электронного обучения в ВУЗе все вышеперечисленное, то перед структурным подразделением осуществляющим электронную поддержку встает ряд первостепенных задач:
Во-первых, это развитие методологии и разработка организационно-технологических основ реализации программ ВПО и ДПО в электронной среде обучения, формирование стандарта на состав электронных учебно-методических комплексов, а также создание системы оценки качества ЭУМК и электронного обучения в целом.
Во-вторых, совершенствование программного обеспечения и режима работы электронной среды обучения (ЭСО).
В-третьих, обучение профессорско-преподавательского состава приемам эффективной работы в (ЭСО).
В-четвертых, решение проблемы коммерциализации электронного обучения.
В современных условиях, в отсутствие нормативной базы регламентирующей применение технологий электронного обучения в отечественных университетах, внедрение ИКТ носит скорее случайный характер и зависит от во многом от воли руководства, энтузиазма преподавателей и наличия/отсутствия источников финансирования дополнительной внеаудиторной работы преподавателей затраченной на создание электронных учебных материалов.
Для эффективного использования электронных технологий обучения необходима переструктуризация всего учебного процесса, которая бы включала в себя:
Использование ИКТ для повышения качества обученности студентов зависит от целого ряда факторов, как человеческих так и технических, среди которых на первом месте, безусловно, стоит личность преподавателя, качество его электронных учебных материалов, удобство работы в электронной среде обучения, надежность работы сетей и пр.
Несомненно, что применение ИКТ во всех формах образования обладают еще недостаточно раскрытым и эффективно используемым потенциалом и ищут до сих пор свою «нишу» в традиционных формах образования.