В настоящее время преподавателю вуза предъявляются все более высокие требования. От современного преподавателя ожидают наличия знаний и навыков использования в своей педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий электронного и дистанционного обучения.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональную деятельность преподавателя вуза сделало актуальным проблему формирования соответствующей ИКТ-компетенции преподавателя, которая успешно решается.
Вместе с развитием ИКТ технологий в систему высшего образования широко внедряются технологии электронного и дистанционного обучения. Появляется вопрос готовности преподавателей вуза, к использованию новых технологий в учебной деятельности, вопрос наличия у преподавателей компетенций в области электронного обучения.
Опыт внедрения технологий электронного и дистанционного обучения в Новосибирском государственном техническом университете выявил ряд проблем, связанных с неготовностью преподавателей пересмотреть свои традиционные взгляды на педагогические формы и технологии, используемые в учебном процессе студентов разных форм обучения [1-2]. Исходя из этого, было решено провести исследование, которое выявило бы удовлетворенность преподавателей вуза электронным обучением.
В исследовании принимали участие две группы преподавателей вуза: преподаватели вуза, работающие со студентами традиционных форм обучения (32 чел.) и преподаватели комбинированной формы обучения (30 чел.).
Для проведения опроса преподавателей была разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов:
Оценка показателей анкеты определялась по шкале от 0 до 6 баллов.
Для получения информации о показателях, использованных в анкете констатирующего эксперимента, рассчитывались математическое ожидание m и среднеквадратическое отклонения S по каждому показателю.
Результаты исследования преподавателей вуза представлены в таблице 1. На рис.1 представлено графическое изображение результатов.
Таблица 1. Результаты эксперимента, измеряющего удовлетворенность преподавателей электронным обучением
Показатель | Преподаватели группы 1 | Преподаватели группы 2 | ||
---|---|---|---|---|
m | S | m | S | |
1.1. Использование элементов электронного обучения в учебном процессе актуально | 5,188 | 0,406 | 5,387 | 0,475 |
1.2. Я вижу перспектив развития электронного обучения в вузе | 5,313 | 0,516 | 5,194 | 0,572 |
1.3 В моем вузе существует поддержка преподавателей в области использования электронного обучения | 3,656 | 0,844 | 3,613 | 0,549 |
1.4 В моем вузе используется электронное обучение | 4,094 | 0,748 | 5,161 | 0,541 |
2.1 В учебном процессе очной формы использую технологии электронного обучения | 3,844 | 0,725 | 4,194 | 0,830 |
2.2 В учебном процессе заочной формы использую технологии электронного обучения | 3,968 | 0,691 | 4,290 | 1,093 |
2.3 Я психологически готов(а) использовать технологии электронного обучения в учебном процессе | 3,656 | 0,699 | 4,258 | 0,574 |
2.4 Я бы рекомендовал(а) использовать электронное обучение и его элементы в учебном процессе | 3,625 | 0,672 | 4,968 | 0,818 |
3.1 Моих базовых компетенций в области ИКТ-технологий достаточно для использования электронного обучения в учебном процессе | 4,844 | 0,873 | 4,871 | 0,747 |
3.2 Моего уровня компетенций в области технологий электронного обучения достаточно | 3,750 | 0,656 | 3,839 | 0,724 |
3.3 Я использую в учебном процессе собственные электронные учебно-методические материалы | 3,688 | 0,578 | 4,613 | 0,722 |
3.4 Я вижу разницу между технологией электронного обучения и традиционной организацией учебного процесса | 3,719 | 0,852 | 4,581 | 0,864 |
Рис. 1. Средние значения показателей анкеты для групп 1 и 2
По представленным результатам можно сделать следующие выводы:
Первый блок показателей оценен респондентами достаточно высоко, что свидетельствует об актуальности использования ЭО в учебном процессе и перспективы его развития в вузе. Преподаватели, независимо от формы обучения, достаточно низко оценили существование в вузе поддержки в области использования электронного обучения (материальная, информационная и т.д.). Отметим, что в НГТУ разработаны программы ПК в области электронного обучения, например, программа «Технологии электронного обучения в деятельности преподавателя». Но данная программа активно пользуется спросом лишь у преподавателей комбинированной формы обучения, преподаватели группы 1 необходимости в обучении по данной программе не видят.
Уровень использования электронного обучения и его элементов в свой педагогической деятельности преподаватели разных групп оценили по-разному. Значительно ниже результаты по показателям второго блока анкеты у преподавателей традиционных форм обучения. Данная группа преподавателей выразила свое мнение о психологической неготовности использовать технологии электронного обучения в учебном процессе. Отчасти, это объясняется тем, что в вузе преобладает количество преподавателей преклонного возраста, которые не желают отступать от традиционных форм обучения.
Развитию ИКТ-компетенций преподавателей в последние годы уделялось особое значение. Произведенное исследование подтвердило этот факт. Преподаватели высоко оценили свои ИКТ-компетенции и считают их достаточными для использования электронного обучения в учебном процессе. Более низким выявлен показатель уровня компетенций в области технологий электронного обучения. Многие преподаватели традиционных форм обучения не используют собственные электронные материалы и не видят разницы между технологией электронного обучения и традиционной организацией учебного процесса. В группе преподавателей комбинированной формы обучения значения показателей самооценки компетенций в области технологий электронного обучения выше, но значителен разброс мнений.
Проведенный анализ результатов исследования свидетельствует о несоответствие между актуальностью применения электронного обучения в учебном процессе и реальной готовностью преподавателей и наличием достаточного уровня компетенций в области ЭО.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для эффективного использования электронного обучения во всех его формам необходимо решить ряд проблем.
Во-первых, важным для преподавателей является вопрос поддержки руководства вуза в области использовании электронного обучения, главным образом, вопрос материального поощрения.
В-вторых, в вузе необходимы центр поддержки преподавателей, который бы осуществлял консультации по применению электронного обучения в учебном процессе, помощь в создании электронных учебно-методических материалов.
В-третьих, необходимо переработать программы ПК в области электронного обучения, которые включали бы модули, связанные с вопросами педагогической психологии электронного обучения, современными формами и методами обучения, ориентированными на обучаемого. Такие программы помогут более эффективно формировать профессиональные компетенции преподавателей вузов в области электронного обучения и повысить психологическую готовность использования электронного обучения.