Факт востребованности дистанционной формы обучения сегодня очевиден для всех. Не каждый руководитель или специалист по охране труда может на одну-две недели покинуть свое предприятие для очного обучения. Особенно актуальной эта проблема становится в тех случаях, когда предприятие находится в небольшом сибирском поселке, на Камчатке или в Якутии и до ближайшей аккредитованной обучающей организации, как поется в известной песне, «только самолетом можно долететь».
У дистанционного обучения по охране труда есть как сторонники, так и ярые противники. Вся критика этой формы обучения строится на сомнениях в достоверности идентификации обучающегося.
Вопрос качества дистанционного обучения действительно актуален, поскольку его эффективность в решающей степени зависит от наличия у обучающей организации необходимых кадровых, организационных и технических ресурсов.
Дистанционное обучение существует уже много десятилетий, и технические возможности для организации общения педагога с обучаемыми постоянно расширяются. В советский период весьма распространенным было заочное обучение: в начале учебного полугодия преподаватель читал студентам несколько установочных лекций, в течение семестра общался с ними по переписке, а проверка знаний осуществлялась на основе оценки выполненных контрольных работ и в ходе очного экзамена. Впоследствии возникли так называемые теле- и радиоуниверситеты с односторонней трансляцией лекций. Позже появилось обучение через Интернет и мобильную связь. Как видно из таблицы. для каждой традиционной формы обучения существует несколько альтернатив современному дистанционному обучению.
Критики дистанционного обучения также сомневаются в возможности качественного проведения итоговых контролирующих мероприятий. На самом деле никаких технических проблем нет – использование формата видеоконференции позволяет преподавателю беседовать с обучаемым точно так же, как и при проведении экзамена в классической очной форме.
В рамках дистанционного образования можно формировать различные комплекты модулей, выстраивая соответствующие траектории обучения с учетом категории слушателей: одну – для членов комитета по охране труда, другую – для руководителей предприятий, третью – для специалистов служб охраны труда и т. д. Модули по охране труда можно интегрировать в любые другие электронные системы обучения. Электронная обучающая среда позволяет оперативно реагировать на новации в сфере охраны труда.
Соответствие между формами очного и современного дистанционного обучения
Традиционные формы обучения |
Модифицированные формы дистанционного обучения |
Лекция |
Предоставление электронных материалов, включающих:
Видеолекция |
Семинар |
Вебинар (в режиме видеоконференции) Дистанционный семинар (обсуждение на форуме в режиме offline) |
Практическое занятие |
Электронные практикумы, тренажеры, атласы и др. |
Самостоятельная работа |
Обмен работами в электронной системе управления обучением, позволяющий организовать оперативную проверку и отправку присланной работы слушателю на доработку |
Текущий и итоговый контроль |
Удаленное тестирование Опрос по видеоконференцсвязи |
Консультации |
Консультации в режимах offline и online |
На эффективность дистанционного обучения серьезно влияет умение преподавателя использовать современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ). Однако следует признать, что далеко не каждая обучающая организация располагает квалифицированными преподавателями, способными не только создать необходимое методическое обеспечение, но и удерживать его на должном уровне. Если содержательное наполнение курса не обновляется, то он перестает быть актуальным.
Постоянное совершенствование электронных учебных материалов – одна из основных задач преподавателей центра дистанционного обучения.
Некоторые коллеги думают, что стоит им закупить технику, программное обеспечение, готовые электронные учебные материалы, и они могут оказывать услуги по дистанционному обучению. Однако пройдет полгода, и учебные материалы уже не будут в полной мере соответствовать требованиям времени. Необходимо учитывать постоянно появляющиеся нормативные документы и соответственно изменяющиеся требования по охране труда, новые подходы, а вносить изменения в чужую (приобретенную) программу нельзя, поскольку по закону об авторском праве это может делать только автор. Поэтому учебные программы должны быть авторскими, т. е. написанными самими преподавателями. Понятно, что авторский электронный учебник базируется на утвержденных образовательных стандартах (программах), но все мы знаем, что один и тот же курс может быть подан по-разному в зависимости от квалификации преподавателя, его методических подходов.
В Новосибирском государственном техническом университете (далее – НГТУ) разработана и постоянно развивается собственная программная платформа электронного обучения, состоящая из семейства продуктов DiSpace. Данная платформа включает четыре модуля:
DiDesk, представляющий собой систему для создания сетевых учебно-методических комплексов;
DiTest, позволяющий проводить промежуточный и итоговый контроль знаний обучающихся;
Editoria, представляющий собой электронную аудиторию, которая позволяет проводить со слушателями консультации, лекции, вебинары и экзамены в режиме online;
DiClass, необходимый для организации процесса обучения в целом и проведения мониторинга учебного процесса тьюторами, преподавателями, менеджерами учебного центра.
Созданный на основе программных продуктов DiSpace сайт учебного центра предоставляет обучающемуся следующие возможности:
· регистрация и подача заявки на обучение;
· получение необходимой информации по процессу дистанционного обучения;
· доступ к учебным материалам модулей;
· прохождение дистанционного тестирования в соответствии с календарным планом занятий или индивидуальной траекторией обучения.
Электронный учебно-методический комплекс для обучения руководителей и специалистов по охране труда должен удовлетворять следующим требованиям:
· быть авторским, т. е. написанным самим преподавателем в рамках утвержденных стандартов обучения;
· обеспечивать возможность самостоятельного обучения слушателей;
· содержать иллюстрации, интерактивные модели, тренажеры;
· иметь систему гиперссылок на профильные интернет-ресурсы;
· предусматривать обучающие или типовые задания, упражнения для самопроверки по каждому модулю;
· содержать список рекомендованной литературы;
· иметь рецензии от внешнего и внутреннего рецензентов (пройти экспертизу).
Основными компонентами учебно-методического комплекса по охране труда для руководителей и специалистов являются:
· методические рекомендации (путеводитель) по курсу;
· теоретические материалы, представленные в различных форматах;
· слайд-конспект лекций, который предоставляется слушателям в самом начале занятий;
· 3D- и Flash-модели, позволяющие визуализировать предоставляемую информацию, проверить свои знания с помощью тренажера, и др.;
· лабораторный практикум или стенд.
Для оперативного набора слушателей и организации обучения по охране труда необходимо создать и поддерживать работу сайта центра дистанционного обучения, предоставляющего различные функциональные возможности в зависимости от категории пользователя (обучающийся, преподаватель, тьютор/менеджер или администратор) в соответствии с авторизацией. При этом для работы с сайтом всем участникам учебного процесса достаточно иметь компьютер, подключенный к Интернету и оснащенный веб-камерой с микрофоном.
Потенциальный слушатель, намеревающийся пройти дистанционное обучение по охране труда, должен иметь возможность получить на сайте всю необходимую информацию о методике обучения, составе и структуре учебных материалов, познакомиться с отзывами обучающихся или тех, кто прошел курс ранее.
В нашем университете разработкой, поддержанием и обновлением электронной среды обучения занимается лаборатория мультимедийных средств обучения Института дистанционного обучения НГТУ. В обязанности менеджера входит редактирование всех страниц сайта, обеспечение доступа к ним преподавателям и обучающимся. При этом учитывается, что каждая из указанных категорий пользователей имеет разные функциональные возможности при работе с сайтом. Например, преподаватель при работе с сайтом может:
· создавать новые и редактировать ранее сформированные модули по курсу охраны труда;
· создавать электронные тесты;
· проводить тестирование online;
· проводить консультации (форумы в режиме offline);
· проверять работы, присланные слушателями по электронной почте;
· проводить вебинары;
· вести электронный журнал успеваемости.
Организация дистанционного обучения с использованием ИКТ поддержки процесса обучения на начальном этапе требует довольно значительных затрат. Требуется создать или приобрести программную платформу, разработать электронные образовательные ресурсы и ознакомить преподавателей с новой технологией обучения. Однако в дальнейшем процесс обучения достаточно экономичен, поскольку позволяет многократно использовать учебный материал и объединять в виртуальные группы даже небольшое число слушателей.
Считаем, было бы правильно четко указать в новом порядке обучения и проверки знаний по охране труда, проект которого сейчас готовится, что дистанционное обучение имеет право на жизнь. Но при этом следует установить минимально необходимые требования к обучающей организации по наличию технических, кадровых, методических и прочих ресурсов, необходимых для дистанционного обучения. Организовать качественное дистанционное обучение под силу не каждому учебному центру.