Разработка технологии дистанционного обучения по курсу «Пожарная безопасность»

 Высокий риск пожаров в образовательных учреждениях требует существенного изменения отношения должностных лиц к обеспечению пожарной безопасности и повышения степени их ответственности. Значительная часть образовательных (научных) учреждений не имеет в своих штатах специалистов с образованием и опытом в области пожарной безопасности. В связи с этим, руководителю приходится распределять ответственность за решение проблем пожарной безопасности между должностными лицами, отвечающими за организацию образовательного процесса. Учитывая, что уровень пожарной безопасности в образовательном учреждении зависит от знания работниками мер предупреждения пожаров и их готовности к действиям при пожаре, необходимо, прежде всего, обеспечить их качественное обучение.

Реформа современного высшего образования в России и требования современного рынка труда приводят к необходимости использовать новые, более эффективные современные технологии обучения. Основной задачей при электронном обучении (ЭО) является возможность обеспечения обучающемуся получить необходимые знания, навыки и умения с помощью различных педагогических технологий, одновременно с повышением качества обучения и его доступности.

Электронное обучение(e-learning, ЭО)– форма, которая стремительно входит в практику деятельности учебных заведений России. Это вызвано развитием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс. Электронное обучение – передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. ЭО предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся [1,2]. Рынок образовательных услуг предлагает современному обучающемуся разнообразие методов, технологий и форм обучения, одной из которых является дистанционное обучение (ДО), в котором используются элементы электронного обучения.

Целый ряд преимуществ ДО обусловил его внедрение в различных организационных формах и в различных отраслевых направлениях не только в научной и образовательной среде, но и со стороны бизнеса, а также среди политиков и государственного менеджмента, декларирующих общедоступность образования и устранение «цифрового неравенства». В современном представлении о дистанционном обучении принципиальное значение в первую очередь уделяется уже не технологиям, а особенностям учебного процесса, (не средствам, а цели), а именно:

  •  процесс обучения возможен и без непосредственного контакта с преподавателем;

  •  обучающиеся получают знания самостоятельно в удобное для них время, в удобном месте и в удобном темпе.

При запуске проекта по дистанционному обучению необходимо выбрать адекватную модель, отвечающую современным технологиям и методикам электронного обучения. Модель должна в полной мере учитывать особенности целевых групп и форм управления дистанционным обучением. Обычно формулируют три базовые модели дистанционного образования. Они отражают два крайних случая и середину на континууме от жесткого управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся [3].

Успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от организационной модели, но и от верно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения. Возможны следующие варианты реализации программной системы электронного обучения: использовать готовые или разрабатывать собственные программные решения.

В НГТУ, в Институте дистанционного обучения (ИДО), более 10 лет ведутся работы по разработке систем ЭО. В университете успешно используется семейство продуктов, получивших название DiSpace [4]. DiSpace – это семейство программных систем, служащих для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.

Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой). На рисунке 1 схематично показано, что различные модули семейства DiSpace могут использоваться как независимо друг от друга, так и комплексно.

  Рисунок 1 – Продукты семейства DiSpace – программная платформа электронной среды обучения

Распределение функций по обеспечению процесса ДО между различными программными продуктами семейcтва DiSpace представлено в таблице 1.

 Таблица 1 – Функциональность программных продуктов DiSpace

Функции в процессе ДО

Программный продукт

Cоздание и доставка курсов (контента)

DiDesk

Удаленное тестирование

DiTest

Коммуникации между участниками учебного процесса

DiClass

Управление учебным процессом

DiClass

Мониторинг процесса электронного обучения

DiClass

С домашней страницы в системе DiClass авторизованным преподавателям и обучающимся доступны лента новостей, журнал успеваемости, а также модули семинаров, консультаций и личных сообщений. Для тьюторов/менеджеров учебного процесса предусмотрены возможности управления индивидуальными траекториями обучающихся и мониторинга учебного процесса.

Система DiDesk позволяет оперативно создавать сетевые версии электронных курсов/модулей, используя различные форматы документов. Обучающиеся получают возможность удаленного доступа к материалам курса в сетевом режиме, а также возможность скачивания файлов для дальнейшей работы в локальном режиме.

Система удаленного тестирования DiTest.v2 предоставляет преподавателям возможность создания и редактирования тестов, а также проведения тестирования обучающихся в удаленном режиме. Данная система соответствует современным требованиям дистанционных и электронных технологий обучения, поддерживает версию международной спецификации QTI консорциума IMS. Система состоит из двух независимых подсистем: DiTest. Creator (создание и редактирование теста) и DiTest. Testing (проведение тестирования) [4].

На базе систем DiSpace в рамках проекта «Разработка организационно-технологических и методических основ дистанционного обучения руководства и специалистов образовательных (научных) учреждений в области пожарной безопасности, а также повышения квалификации руководителей, специалистов и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был создан учебный центр дистанционного обучения «Пожарная безопасность», и разработаны две программы обучения:

  •  для руководителей, специалистов образовательных (научных) учреждений (программа 1);

  • для преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности (программа 2).

  • Разработанные программы ДО позволяют обучающимся:

  • самостоятельно планировать график и интенсивность обучения;

  • индивидуально работать с методистом-консультантом (куратором дистанционного курса обучения);

  • проходить итоговый контроль в режиме интернет-тестирования.

В процессе разработки технологии дистанционного обучения для руководителей и специалистов образовательных (научных) учреждений выявлено, что наиболее приемлемой структурой образовательной сети является структура на основе учебного Центра дистанционного обучения «Пожарная безопасность».

С точки зрения технологии обучения, в ресурсном центре обеспечивается доступ и обслуживание программных систем электронной среды обучения, являющихся платформой для процесса организации, мониторинга процесса обучения, а также размещения образовательных ресурсов по курсу «Пожарная безопасность». В состав ресурсных центров, функционирующих на базе крупных университетов, как правило, дополнительно включаются специализированные лаборатории, оснащенные мультимедийным оборудованием для разработки электронных образовательных ресурсов.

Для оперативного набора слушателей и организации обучения на курсах повышения квалификации создан и функционирует веб-сайт учебного центра ДО «Пожарная безопасность» (адрес сайта http://pb.edu.nstu.ru), который в зависимости от категории пользователя (обучающийся или преподаватель) предоставляет различные функциональные возможности (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Главная страница сайта учебного Центра ДО «Пожарная безопасность»

 Структура и содержание разделов сайта учебного Центра дистанционного обучения «Пожарная безопасность» представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Содержание разделов сайта Центра дистанционного обучения«Пожарная безопасность».

Наименование раздела

Наименование подраздела

Содержание раздела

О проекте

Рабочая группа.

Схема управления проектом и данные о составе рабочей группы, осуществляющей управление и поддержку проекта

Новости

Опубликованные новости по проекту с указанием даты размещения, заголовка и текста

Мониторинг и статистика

Результаты обработки информации о качестве образовательного процесса программ повышения квалификации

Сибирский федеральный округ

Данные о количестве высших учебных заведений, расположенных на территории сибирского федерального округа (СФО) с указанием числа вузов и их филиалов в каждом из регионов

Программы обучения

Наименования модулей, входящих в состав каждой из двух программ и тематические планы по программам

Учебный процесс

Условия обучения

Краткая информация об условиях обучения. Краткая характеристика ДО по курсу «Пожарная безопасность»

Обучение

Пошаговая инструкция процесса поступления и обучения

Вход в обучающую среду

Доступ к системе управления учебным процессом «DiClass» ИДО НГТУ

Отзывы

Отзывы о проведенных курсах, высказывания пожеланий и предложений

Регистрация на дистанционное обучение

Регистрационная форма для заполнения заявки на дистанционное обучение

Нормативные документы

Законы, концепции, постановления правительства

Ссылки на законы и постановления правительства

Приказы

Ссылки на приказы

ГОСТы

Ссылки на ГОСТы

Правила

Ссылки на правила

Контакты

Специалисты учебного центра

Координаты для связи со специалистами проекта

Кафедра БТ

Ссылка на сайт Кафедры безопасности труда

ИДО

Ссылка на сайт Института дистанционного обучения НГТУ

РЦБ

Ссылка на сайт Регионального центра безопасности образовательного учреждения

Полезные ссылки

Содержит ссылки на различные сайты и материалы, которые рекомендуются для ознакомления

Учебные материалы для ДО были подготовлены авторами-разработчиками сетевой версии курса в форме, удобной для самостоятельного изучения обучающимися и представляют собой совокупность текстовой, графической, видео-, фото- и другой учебной информации, а также содержат ссылки на нормативную документацию. При разработке учебно-методического комплекса (ЭУМК) по курсу «Пожарная безопасность» старались учесть то обстоятельство, что электронные учебные материалы должны охватывать практически все обязательные разделы курса и при этом компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателя и обучающегося. Перечень модулей рабочего плана приведен на рисунке 3.

 Рисунок 3 – Состав модулей рабочего плана курса «Пожарная безопасность»

Субъектами образовательного процесса в учебном Центре дистанционного обучения «Пожарная безопасность» являются: обучающиеся по программе 1 – должностные лица, отвечающие за пожарную безопасность научных (образовательных) учреждений. Основной вид обучения руководителей и работников организаций мерам пожарной безопасности – пожарно-технический минимум (ПТМ). Цель обучения: доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действия в случае возникновения пожара.

Основным документом по организации проведения обучения и проверки знаний работников по пожарной безопасности является Положение «О порядке обучения и проверки знаний по пожарной безопасности работников и служащих»,разработанное в целях реализации требований РФ «О пожарной безопасности» в соответствии с требованиями:

  • Правил пожарной безопасности в Российской Федерации [6];

  • ГОСТа «Организация обучения безопасности труда» [7];

  • Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [8].

В соответствии с Положением, обучение должны проходить все руководители (собственники) предприятия, главные специалисты, лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, а также выполняющие работу с повышенной пожарной опасностью, до начала самостоятельного выполнения работ [9].

Целевая группа обучающихся по программе 2 – специалисты и преподаватели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цельюданного обучения является повышение уровня знаний, соответствующих особенностям производства и усвоение специальных правил пожарной безопасности с применением новых педагогических технологий.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в учебных заведениях профессионального образования предназначено для формирования в среде специалистов и руководителей современной культуры безопасности, отвечающей особенностям современной стадии развития цивилизации. Основным путем внедрения культуры безопасности на настоящем этапе должно стать образование.

Концепция нового качества специалиста в области БЖД основана на необходимости обеспечения безопасных условий труда, организации безопасной деятельности трудового коллектива и учебного процесса, понимание необходимости иметь развернутую программу действий для достижения безопасности всех сфер деятельности человека, включая пожарную безопасность.

 Функции обучаемых сводятся к выполнению всех требований учебного процесса по программе модулей: изучение теоретического материала, просмотр слайд-лекций и вебинаров, выполнение тестовых заданий, участие в дистанционных семинарах, прохождение промежуточной и итоговой аттестации по окончании обучения.

Учитывая занятость и интенсивность профессиональной деятельности на современном этапе, обучение с помощью Центра ДО «Пожарная безопасность» даст возможность пройти обучение без отрыва от производства (непосредственно на предприятиях) руководителям подразделений; лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; инженерно-техническому персоналу пожароопасных предприятий, подразделений; рабочим, осуществляющим пожароопасные работы, а также возможность повысить квалификацию преподавателям дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности.

Список цитируемой литературы

1.  Андреев А. А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / А. А. Андреев, В. П. Меркулов, Г. В. Тараканов // Педагогическая информатика. – 1995. – № 1. – С. 55-63.

2.  Казанская О. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-learning/ О. Казанская, О. Андрюшкова, Д. Емелин, А. Козлова // Высш. образование в России. – 2007. – № 12. – С. 94-98.

3.  Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев. – М. : РАО, 1999. – 121 с.

4.  Ильин М. Э. Развитие системы удаленного тестирования DiTest.V2 / М. Э. Ильин, С. Г. Юн // Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы 9 междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 31-33.

5.  Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6.  ППБ-01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

7.  ГОСТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда.

8.  ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

9.  Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».