Высокий риск пожаров в образовательных учреждениях требует существенного изменения отношения должностных лиц к обеспечению пожарной безопасности и повышения степени их ответственности. Значительная часть образовательных (научных) учреждений не имеет в своих штатах специалистов с образованием и опытом в области пожарной безопасности. В связи с этим, руководителю приходится распределять ответственность за решение проблем пожарной безопасности между должностными лицами, отвечающими за организацию образовательного процесса. Учитывая, что уровень пожарной безопасности в образовательном учреждении зависит от знания работниками мер предупреждения пожаров и их готовности к действиям при пожаре, необходимо, прежде всего, обеспечить их качественное обучение.
Реформа современного высшего образования в России и требования современного рынка труда приводят к необходимости использовать новые, более эффективные современные технологии обучения. Основной задачей при электронном обучении (ЭО) является возможность обеспечения обучающемуся получить необходимые знания, навыки и умения с помощью различных педагогических технологий, одновременно с повышением качества обучения и его доступности.
Электронное обучение(e-learning, ЭО)– форма, которая стремительно входит в практику деятельности учебных заведений России. Это вызвано развитием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих интегрировать современные технологические решения в учебный процесс. Электронное обучение – передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. ЭО предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения ее реализующего, целевой группы обучающихся [1,2]. Рынок образовательных услуг предлагает современному обучающемуся разнообразие методов, технологий и форм обучения, одной из которых является дистанционное обучение (ДО), в котором используются элементы электронного обучения.
Целый ряд преимуществ ДО обусловил его внедрение в различных организационных формах и в различных отраслевых направлениях не только в научной и образовательной среде, но и со стороны бизнеса, а также среди политиков и государственного менеджмента, декларирующих общедоступность образования и устранение «цифрового неравенства». В современном представлении о дистанционном обучении принципиальное значение в первую очередь уделяется уже не технологиям, а особенностям учебного процесса, (не средствам, а цели), а именно:
процесс обучения возможен и без непосредственного контакта с преподавателем;
обучающиеся получают знания самостоятельно в удобное для них время, в удобном месте и в удобном темпе.
При запуске проекта по дистанционному обучению необходимо выбрать адекватную модель, отвечающую современным технологиям и методикам электронного обучения. Модель должна в полной мере учитывать особенности целевых групп и форм управления дистанционным обучением. Обычно формулируют три базовые модели дистанционного образования. Они отражают два крайних случая и середину на континууме от жесткого управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся [3].
Успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от организационной модели, но и от верно выбранной программной платформы и информационной системы, реализующей процесс обучения. Возможны следующие варианты реализации программной системы электронного обучения: использовать готовые или разрабатывать собственные программные решения.
В НГТУ, в Институте дистанционного обучения (ИДО), более 10 лет ведутся работы по разработке систем ЭО. В университете успешно используется семейство продуктов, получивших название DiSpace [4]. DiSpace – это семейство программных систем, служащих для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.
Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой). На рисунке 1 схематично показано, что различные модули семейства DiSpace могут использоваться как независимо друг от друга, так и комплексно.
Рисунок 1 – Продукты семейства DiSpace – программная платформа электронной среды обучения
Распределение функций по обеспечению процесса ДО между различными программными продуктами семейcтва DiSpace представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Функциональность программных продуктов DiSpace
Функции в процессе ДО |
Программный продукт |
Cоздание и доставка курсов (контента) |
DiDesk |
Удаленное тестирование |
DiTest |
Коммуникации между участниками учебного процесса |
DiClass |
Управление учебным процессом |
DiClass |
Мониторинг процесса электронного обучения |
DiClass |
С домашней страницы в системе DiClass авторизованным преподавателям и обучающимся доступны лента новостей, журнал успеваемости, а также модули семинаров, консультаций и личных сообщений. Для тьюторов/менеджеров учебного процесса предусмотрены возможности управления индивидуальными траекториями обучающихся и мониторинга учебного процесса.
Система DiDesk позволяет оперативно создавать сетевые версии электронных курсов/модулей, используя различные форматы документов. Обучающиеся получают возможность удаленного доступа к материалам курса в сетевом режиме, а также возможность скачивания файлов для дальнейшей работы в локальном режиме.
Система удаленного тестирования DiTest.v2 предоставляет преподавателям возможность создания и редактирования тестов, а также проведения тестирования обучающихся в удаленном режиме. Данная система соответствует современным требованиям дистанционных и электронных технологий обучения, поддерживает версию международной спецификации QTI консорциума IMS. Система состоит из двух независимых подсистем: DiTest. Creator (создание и редактирование теста) и DiTest. Testing (проведение тестирования) [4].
На базе систем DiSpace в рамках проекта «Разработка организационно-технологических и методических основ дистанционного обучения руководства и специалистов образовательных (научных) учреждений в области пожарной безопасности, а также повышения квалификации руководителей, специалистов и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» был создан учебный центр дистанционного обучения «Пожарная безопасность», и разработаны две программы обучения:
для руководителей, специалистов образовательных (научных) учреждений (программа 1);
для преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности (программа 2).
Разработанные программы ДО позволяют обучающимся:
самостоятельно планировать график и интенсивность обучения;
индивидуально работать с методистом-консультантом (куратором дистанционного курса обучения);
проходить итоговый контроль в режиме интернет-тестирования.
В процессе разработки технологии дистанционного обучения для руководителей и специалистов образовательных (научных) учреждений выявлено, что наиболее приемлемой структурой образовательной сети является структура на основе учебного Центра дистанционного обучения «Пожарная безопасность».
С точки зрения технологии обучения, в ресурсном центре обеспечивается доступ и обслуживание программных систем электронной среды обучения, являющихся платформой для процесса организации, мониторинга процесса обучения, а также размещения образовательных ресурсов по курсу «Пожарная безопасность». В состав ресурсных центров, функционирующих на базе крупных университетов, как правило, дополнительно включаются специализированные лаборатории, оснащенные мультимедийным оборудованием для разработки электронных образовательных ресурсов.
Для оперативного набора слушателей и организации обучения на курсах повышения квалификации создан и функционирует веб-сайт учебного центра ДО «Пожарная безопасность» (адрес сайта http://pb.edu.nstu.ru), который в зависимости от категории пользователя (обучающийся или преподаватель) предоставляет различные функциональные возможности (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Главная страница сайта учебного Центра ДО «Пожарная безопасность»
Структура и содержание разделов сайта учебного Центра дистанционного обучения «Пожарная безопасность» представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Содержание разделов сайта Центра дистанционного обучения«Пожарная безопасность».
Наименование раздела |
Наименование подраздела |
Содержание раздела |
О проекте |
Рабочая группа. |
Схема управления проектом и данные о составе рабочей группы, осуществляющей управление и поддержку проекта |
Новости |
Опубликованные новости по проекту с указанием даты размещения, заголовка и текста |
|
Мониторинг и статистика |
Результаты обработки информации о качестве образовательного процесса программ повышения квалификации |
|
Сибирский федеральный округ |
Данные о количестве высших учебных заведений, расположенных на территории сибирского федерального округа (СФО) с указанием числа вузов и их филиалов в каждом из регионов |
|
Программы обучения |
Наименования модулей, входящих в состав каждой из двух программ и тематические планы по программам |
|
Учебный процесс |
Условия обучения |
Краткая информация об условиях обучения. Краткая характеристика ДО по курсу «Пожарная безопасность» |
Обучение |
Пошаговая инструкция процесса поступления и обучения |
|
Вход в обучающую среду |
Доступ к системе управления учебным процессом «DiClass» ИДО НГТУ |
|
Отзывы |
Отзывы о проведенных курсах, высказывания пожеланий и предложений |
|
Регистрация на дистанционное обучение |
Регистрационная форма для заполнения заявки на дистанционное обучение |
|
Нормативные документы |
Законы, концепции, постановления правительства |
Ссылки на законы и постановления правительства |
Приказы |
Ссылки на приказы |
|
ГОСТы |
Ссылки на ГОСТы |
|
Правила |
Ссылки на правила |
|
Контакты |
Специалисты учебного центра |
Координаты для связи со специалистами проекта |
Кафедра БТ |
Ссылка на сайт Кафедры безопасности труда |
|
ИДО |
Ссылка на сайт Института дистанционного обучения НГТУ |
|
РЦБ |
Ссылка на сайт Регионального центра безопасности образовательного учреждения |
|
Полезные ссылки |
Содержит ссылки на различные сайты и материалы, которые рекомендуются для ознакомления |
Учебные материалы для ДО были подготовлены авторами-разработчиками сетевой версии курса в форме, удобной для самостоятельного изучения обучающимися и представляют собой совокупность текстовой, графической, видео-, фото- и другой учебной информации, а также содержат ссылки на нормативную документацию. При разработке учебно-методического комплекса (ЭУМК) по курсу «Пожарная безопасность» старались учесть то обстоятельство, что электронные учебные материалы должны охватывать практически все обязательные разделы курса и при этом компенсировать отсутствие непосредственного контакта преподавателя и обучающегося. Перечень модулей рабочего плана приведен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Состав модулей рабочего плана курса «Пожарная безопасность»
Субъектами образовательного процесса в учебном Центре дистанционного обучения «Пожарная безопасность» являются: обучающиеся по программе 1 – должностные лица, отвечающие за пожарную безопасность научных (образовательных) учреждений. Основной вид обучения руководителей и работников организаций мерам пожарной безопасности – пожарно-технический минимум (ПТМ). Цель обучения: доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действия в случае возникновения пожара.
Основным документом по организации проведения обучения и проверки знаний работников по пожарной безопасности является Положение «О порядке обучения и проверки знаний по пожарной безопасности работников и служащих»,разработанное в целях реализации требований РФ «О пожарной безопасности» в соответствии с требованиями:
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации [6];
ГОСТа «Организация обучения безопасности труда» [7];
Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [8].
В соответствии с Положением, обучение должны проходить все руководители (собственники) предприятия, главные специалисты, лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, а также выполняющие работу с повышенной пожарной опасностью, до начала самостоятельного выполнения работ [9].
Целевая группа обучающихся по программе 2 – специалисты и преподаватели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цельюданного обучения является повышение уровня знаний, соответствующих особенностям производства и усвоение специальных правил пожарной безопасности с применением новых педагогических технологий.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в учебных заведениях профессионального образования предназначено для формирования в среде специалистов и руководителей современной культуры безопасности, отвечающей особенностям современной стадии развития цивилизации. Основным путем внедрения культуры безопасности на настоящем этапе должно стать образование.
Концепция нового качества специалиста в области БЖД основана на необходимости обеспечения безопасных условий труда, организации безопасной деятельности трудового коллектива и учебного процесса, понимание необходимости иметь развернутую программу действий для достижения безопасности всех сфер деятельности человека, включая пожарную безопасность.
Функции обучаемых сводятся к выполнению всех требований учебного процесса по программе модулей: изучение теоретического материала, просмотр слайд-лекций и вебинаров, выполнение тестовых заданий, участие в дистанционных семинарах, прохождение промежуточной и итоговой аттестации по окончании обучения.
Учитывая занятость и интенсивность профессиональной деятельности на современном этапе, обучение с помощью Центра ДО «Пожарная безопасность» даст возможность пройти обучение без отрыва от производства (непосредственно на предприятиях) руководителям подразделений; лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; инженерно-техническому персоналу пожароопасных предприятий, подразделений; рабочим, осуществляющим пожароопасные работы, а также возможность повысить квалификацию преподавателям дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в области пожарной безопасности.
1. Андреев А. А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / А. А. Андреев, В. П. Меркулов, Г. В. Тараканов // Педагогическая информатика. – 1995. – № 1. – С. 55-63.
2. Казанская О. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-learning/ О. Казанская, О. Андрюшкова, Д. Емелин, А. Козлова // Высш. образование в России. – 2007. – № 12. – С. 94-98.
3. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения / А. А. Андреев. – М. : РАО, 1999. – 121 с.
4. Ильин М. Э. Развитие системы удаленного тестирования DiTest.V2 / М. Э. Ильин, С. Г. Юн // Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения : материалы 9 междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 31-33.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. ППБ-01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
7. ГОСТ 12.0.004-90. Организация обучения безопасности труда.
8. ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
9. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».