Одной из актуальных проблем профессионального образования на современном этапе является повышение качества образования, умение оценивать качество различных компонентов образовательного процесса и деятельности образовательной организации (ОО) в целом. Все процессы и подпроцессы управления качеством, поиск и решение выявленных проблем должны осуществляться при непосредственном участии профессорско-преподавательского состава (ППС).
Основной персонал ОО, являясь «хозяевами» процессов, как правило, не владеют компетенциями в области мониторинга и оценки качества «своих» процессов и подпроцессов. Основные методы, преимущественно используемые ППС для мониторинга, – традиционные методы текущего и итогового контроля. Но это всего лишь контроль результатов обучения – промежуточных, итоговых. Контроль условий (ресурсов, нормативной и методической базы и пр.) и процессов остается вне поля их зрения и осознания. Наиболее же важным является контроль промежуточного и текущего состояния всех компонентов образовательной системы для предупреждения потенциальных несоответствий и проблем, нежели исправление сформировавшихся неудовлетворительных результатов. Именно для этого ППС необходимы компетенции в области управления качеством, владение методиками и методами мониторинга и контроля качества для полноценного участия в процессах непрерывного совершенствования.
Проведенные аналитические исследования позволили выявить дополнительные компетенции ППС и АУП профессионального образования, необходимые для исполнения новых видов деятельности, связанных с мониторингом, оцениванием и управлением на основе методов контроля качества.
Для обоснования содержательной составляющей подготовки ППС и АУП к реализации функций мониторинга, оценивания и контроля качества ранее были рассмотрены основные положения, регламентирующие экспертно-аналитическую деятельность в профессиональном образовании, которые положены в основу инвариантной модели и методики мониторинга и оценивания качества различных компонентов образовательного процесса. Кроме того на основании анализа литературных источников выделено содержание обновленных профессиональных компетенций ППС и АУП (коммуникативная, когнитивно-деятельностная, исследовательская, проектировочная), необходимых для исполнения экспертно-аналитической деятельности.
Проведенные аналитические и эмпирические исследования позволили сформировать укрупненные блоки дополнительных компетенций ППС в области мониторинга, оценивания и управления качеством (табл. 1). Приведенные блоки компетенций положены в основу проектирования модульной образовательной программы «Практический мониторинг и оценивание качества в профессиональном образовании».
Таблица 1
Компетенции ППС, необходимые для мониторинга, оценивания и управления качеством
Наименование блока компетенций |
Содержание блока компетенций |
1 |
2 |
В1 – Нормативно-планировочный блок |
Иметь представление: о нормативной базе управления качеством; типовых моделях; моделях, применяемых в образовании, нормах качества; Знать: основные разделы и принципы ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 Уметь: планировать мероприятия по мониторингу и управлению качеством; устанавливать и совершенствовать «нормы качества» |
1 |
2 |
В2 – Блок базовых теоретических знаний и практических умений |
Иметь представление:о многообразии и классификации методов мониторинга качества; статистических методах контроля качества; Знать: основные понятия и определения в области мониторинга качества; простые и новые методов управления качеством; простейшие методы обработки статистической информации; Уметь: использовать простые и новые методы контроля качества в деятельности; использовать простейший статистический контроль качества |
В3 – Научно- методический и проектировочный |
Иметь представление: о методиках мониторинга и их специфике в образовании; Знать: общую структуру методики мониторинга, содержание ее разделов; Уметь: проектировать процессы мониторинга, как часть СМК; разрабатывать методики мониторинга различных объектов; Иметь навыки:проведения исследований по проблемам качества; участия в планировании и реализации проектов |
В4 – Экспертно-аналитический |
Иметь представление:об экспертно-аналитическойсоставляющей деятельности; Уметь: проводить опросы заинтересованных сторон; извлекать, обрабатывать и анализировать информацию по результатам мониторинга; обсуждать результаты мониторинга с заинтересованными сторонами; оказывать консультации по вопросам мониторинга и оценивания качества; Иметь навыки:проведения мониторинга качества ресурсов, процессов и результатов; документирования процессов мониторинга, подготовки отчетов |
В5 – Технологический |
Иметь представление: о программных продуктах, используемых для мониторинга и обработки результатов; Уметь: пользоваться компьютером для обработки информации (простейший статистический анализ, графики, гистограммы, корреляционные диаграммы и др.) |
В6 – Блок личносно-мотива-ционных характеристик и этических норм |
Иметь представление:об экспертной деятельности;этических и профессиональных нормах и ценностях при использовании результатов мониторинга; Уметь: использовать информацию о результатах мониторинга и оценки качества с позиции «не навреди»; применять результаты мониторинга не для наказания, а для устранения несоответствий в СМК; представлять информацию только ответственному за процесс специалисту; Иметь навыки:работы автономно и в команде |
Основываясь на блоках компетенций, приведенных в таблице 1, сформированы модули образовательной программы повышения квалификации, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Модульная структура программы «Практический мониторинг и оценивание качества в профессиональном образовании»
Шифр модуля |
Название модуля |
М 1 |
Вводное занятие. Самопрезентация участников программы. Понятия и определения в области мониторинга качества. Общие сведения о нормативной базе по управлению качеством; типовых моделях СМК; нормах качества. Основные разделы ГОСТ Р ИСО 9001: 2008 |
М 2 |
Моделирование процессов производства, оказания и мониторинга образовательных услуг и планирование мероприятий по мониторингу и управлению качеством. «Нормы качества» для условий, процессов и результатов |
М 3 |
Методы мониторинга и оценивания качества; классификация и применимость методов. Статистические методы контроля качества. Семь простых методов |
М 4 |
Семь новых методов |
М 5 |
Другие методы мониторинга, контроля и управления на основе качества |
М 6 |
Самостоятельная и индивидуальная работа с преподавателем для подготовки модульных заданий и элементов итоговой работы |
М 7 |
Методики мониторинга и их место в СМК, специфика методик мониторинга в образовании. Инвариантная методика мониторинга и контроля качества |
М 8 |
Проектирование процессов мониторинга и оценки качества, как часть СМК. Разработка методики мониторинга для выбранного объекта мониторинга |
М 9 |
Организация мониторингового исследования. Статистическая обработка информации (простейший статистический анализ, графики, гистограммы, корреляционные диаграммы и др.) Общие сведения о программных продуктах, используемых для мониторинга и обработки результатов |
М 10 |
Обработка результатов, подготовка отчета проведения мониторинга по проблемам качества. Подготовка рекомендаций заинтересованным сторонам. Этические и профессиональные нормы и ценности в использовании результатов мониторинга |
М 11 |
Самостоятельная работа для подготовки итоговой работы |
М 12 |
Заключительное занятие. Презентация и защита выпускной работы. Зачет по курсу |
1. Разработанная программа повышения квалификации прошла апробацию при подготовке деканов, заведующих кафедрами, руководителей отделов и служб, преподавателей, методистов и других специалистов с целью их подготовки к участию в процессах мониторинга, оценивания и управления качеством на уровне учебного заведения в целом, подразделения, собственной деятельности, организации отдельного процесса или подпроцесса как части функционирующей СМК. Отдельные модули могут использоваться в других программах. ППС смогут использовать приобретенные компетенции для создания собственной системы управления качеством с целью непрерывного совершенствования деятельности, для участия в работах по созданию СМК, для выполнения функций практического мониторинга, оценивания и контроля качества различных компонентов образовательного процесса.