Разработка модели мониторинга и оценивания качества образовательного процесса

Решение любых задач, связанных с мониторингом и оцениванием качества, в том числе в профессиональном образовании, требует целостного системного видения анализируемых процессов. Вне зависимости от специфики объекта и предмета исследования мониторинг может осуществляться в соответствии с единой инвариантной моделью. В профессиональном образовании объектом и предметом мониторинга может быть любой компонент образовательной системы, процесс, этап процесса, начиная с анализа потребностей заинтересованных сторон и заканчивая оцениванием их удовлетворенности; любые характеристики и показатели объектов мониторинга; субъекты, включенные в образовательный и другие процессы, и пр. Наличие такой инвариантной модели позволит планировать и проводить мониторинг, обрабатывать результаты, формировать содержательные выводы на единой методологической основе. В модели мониторинга обязательно должны присутствовать заинтересованные в мониторинге продукции и услуги стороны. Заинтересованные стороны представляют собой вход модели для измерения и анализа их потребностей (требований) и одновременно её выход для анализа удовлетворенности предоставленной услугой, полученной продукцией, отдельным процессом, результатом и т.д.

Основываясь на утверждении, что качество – многоаспектное комплексное понятие, в настоящее время необходимо говорить о качестве процессов, качестве ресурсов (человеческих, материальных, учебно-методических, информационных и пр.), качестве нормативной базы, качестве результатов, качестве социального партнерства и пр. В данной работе представлена модель системного мониторинга, основные функции которой состоят в том, чтобы проводить сбор, накопление, обработку информации, формирование последующих содержательных выводов для формирования управленческих воздействий. Ниже приведено поблочное описание модели и характер связей между блоками.

Основой модели является потребитель, так как все действия в реализации процессов жизненного цикла услуг (продукции) начинаются с него и им же заканчиваются. Вход модели – обсуждение с потребителями того, что они желают получить и что в оказываемой услуге можно изменить к лучшему. Мониторинг мнений потребителей производится при проектировании услуги (выявление текущих и будущих потребностей) и при последующей оценке удовлетворенности услугой. Требования потребителей – вход модели, основа для проектирования и последующего производства услуги. Проектирование услуги в совокупности с системным и процессным подходом и постоянным улучшением позволяет рассматривать деятельность вуза как систему взаимосвязанных процессов, направленных на повышение степени удовлетворённости всех заинтересованных сторон за счёт обеспечения и постоянного улучшения качества услуги вуза на всех стадиях. Для проектирования услуг, необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой. Исходными данными для реализации могут служить: нормативные документы федерального уровня; нормативные документы отрасли; нормативные документы ВУЗа; документы СМК ВУЗа. Так же для реализации процессов жизненного цикла услуг необходимо определить человеческие, информационные и материальные ресурсы. С блока проектирования запускается реализация предоставления услуги. Процесс реализации услуг, означает совокупность действий, которые необходимо выполнить для получения выходного результата с учетом мнений потребителей. Сравнение заявляемых характеристик результатов мониторинга и оценка качества результатов – это процесс сопоставления результатов определённого этапа процесса установленным для этого этапа требованиям. Мониторинг и оценка качества результатов может быть последовательной многократной процедурой, выполняемой на различных стадиях разработки, и направлен на получение обратной связи – удалось ли реализовать запросы потребителей. В данном блоке так же происходит накопление информации для формирования норм. Данные нормативы формируются экспертными методами, хотя при этом не исключается применение количественных и номинальных показателей и формализованных статистических методов. Для управления качеством в большей степени интересны не значения абсолютных показателей свойств услуги вуза, а их относительные величины по сравнению с нормативами, нормами, стандартами. При этом эффективность оценки качества напрямую зависит от корректности задания норм, удовлетворяющих требованиям. Качество продукции/услуги формируется из двух отличных и дополняющих друг друга категорий: соответствия установленным нормативам и соответствия требованиям заинтересованных сторон. Продукт может быть идеален с точки зрения соответствия стандартам, и не востребован потребителями, или удовлетворять потребностям потребителей, но не соответствовать нормам. Модель, таким образом, подчеркивает важность получения информации об уровне удовлетворенности потребителей и обратной связи в виде обновленных требований. Уровень удовлетворенности потребителей – один из важнейших показателей эффективности работы ВУЗа. Этот показатель следует применять для систем, обеспечивающих качественное производство услуг. Уровень удовлетворенности потребителей следует из¬мерять, сопоставляя желаемые для потребителей значения показателей качества с их реальными величинами. Основной показатель удовлетворенности потребителей для образовательных организаций – удовлетворенность всех категорий обучающихся, а так же работодателей. Измерения и мониторинг удовлетворенности потребителей могут отражать точки зрения работодателей и специалистов рынка труда о качестве подготовки специалистов, общественности, сотрудни¬ков образовательного учреждения, заказчиков и других заинтересованных сторон.

Разработанная и предлагаемая в данной работе модель мониторинга процессов оказания услуг учебного назначения может служить основанием для разработки методического обеспечения процессов мониторинга.

     

    Список литературы

     

  1. Вакулич Е.А. и др. Статистические методы анализа качества [Текст]: Учеб. пособие. – Самара: НВФ «Сенсоры. Модули. Системы», 1998. – 104 с.
01.01.2011 Инновационное образование, гуманизм и социальное благополучие современного российского общества : сб. ст. : [материалы Всерос. науч.-практ. конф. (2011; Волгоград)]. – [Волгоград] ; М. : ООО «Планета», 2011. – С. 57-59.