Темпы распространения дистанционного образования определяют необходимость научно-методического обоснования внедрения в этой сфере элементов систем управления качеством. Очевидно, что системы управления качеством дистанционного и традиционного образования имеют инвариантные подсистемы, но технологии дистанционного обучения накладывают ряд требований и предоставляют особые возможности, которые обусловливаются различиями этих двух форм образования.
Под управлением качеством образования с целью повышения показателей качества понимаются создание условий для эффективного функционирования вуза, организация процессов (образовательного, научного, финансового, хозяйственного, административного и пр.), мониторинг, внутренняя и внешняя экспертиза качества и т.д.
Для характеристики качества образования вводятся показатели, которые можно разделить на следующие укрупненные группы: показатели вложений (условий) в образование, показатели качества процессов и показатели качества результатов. Поскольку образование является сложным для управления объектом, то и понятие «качество образования» является многоаспектным. В настоящее время существует несколько определений качества образования. Согласно [1] под качеством образования понимается сбалансированное соответствие высшего образования (как условий, процесса, результата и как образовательной системы) различным целям, потребностям, требованиям и нормам (стандартам). Для оценки качества образования должны использоваться критерии — показатели или функции, которые позволяют оценить качество объекта путём сравнения с нормативным значением. В общем случае качество образования понимается как соответствие стандарту, норме [2].
Итак, качество образования — это качество условий (ресурсов), процессов и результатов. Качество условий — это качество образовательной программы, научно-педагогических кадров, материально-технической базы, учебно-методических материалов, технологической поддержки и пр. Качество процессов предполагает, прежде всего, качество образовательного, исследовательского, управленческого процессов. Под качеством результата можно понимать не только повышение уровня образованности, но также интеллект, общую культуру, ценностные ориентации, самосознание, достоинство, удовлетворённость всех участников образовательного процесса и т.д.
В данной статье рассмотрим качество образовательной программы, как одно из главных условий качественного образования.
В соответствии с [3,4] под профессиональной образовательной программой понимается «комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения». В образовательную программу входят:
Зачастую образовательную программу понимают более широко, подразумевая под ней деятельность по предоставлению образовательных услуг, объединенных вышеперечисленными плановыми документами. Результатами такой деятельности являются знания, умения и навыки обученных, измеренные с помощью сертифицированных контролирующих материалов.
Образовательные программы, реализуемые в дистанционном образовании, по уровню требований должны быть полностью идентичны образовательным программам традиционной дневной формы обучения. Особенности определяются образовательной технологией. В частности, специфика предоставления образовательных услуг при дистанционной технологии диктует способ представления контролирующих материалов.
Процесс анализа качества образования, как любой социально-экономической деятельности, предполагает проведение его мониторинга и оценивания. Понятия «мониторинг» и «оценивание» в контексте менеджмента качества образования обозначают различные виды деятельности с разными целями и средствами. Под оцениванием образовательной программы понимается систематическое и объективное исследование качества проектирования программы, а также процесса и результатов обучения в рамках данной программы. При этом можно назвать две основные цели оценивания. Во-первых, это определение уровня качества программы в смысле ее соответствия образовательным стандартам. Если стандарты на данную программу не введены, возможен экспертный анализ с помощью специалистов в данной области с обязательным привлечением внешних экспертов. Второй целью является установление актуальности и перспективности оцениваемой образовательной программы с точки зрения ее соответствия ситуации на рынке труда и образовательных услуг, рассматриваемой в относительно долгосрочном периоде. Важна также эффективность разработки и реализации программы в смысле сопоставления предполагаемых или текущих издержек и дохода.
Под мониторингом образовательной программы понимается регулярное наблюдение за процессом реализации программы. Целью мониторинга является отслеживание технологического процесса выполнения программы с учетом ее плановых документов (учебного плана, графика учебного процесса, рабочих программ дисциплин и пр.), контролирующих и аттестационных материалов, а также выявление причин возможных отклонений для предотвращения их отрицательных последствий или сведения их к минимальным потерям.
Мониторинг образовательных программ в системе открытого и дистанционного образования (ОДО) имеет ряд особенностей. Главное здесь то, что мониторинг в данном случае выступает не только как желаемая деятельность в рамках управления качеством образования, а как обязательный элемент учебного процесса. При традиционном обучении сам факт того, что лекции и семинары проводятся, свидетельствует о том, что процесс обучения идет в той или иной степени успешно. При дистанционном же обучении для подтверждения успешности учебного процесса нужны иные индикаторы. Такая особенность дистанционного обучения как более очевидная возможность реализации образовательной программы разными траекториями требует усложненных схем мониторинга. Важным фактором, повышающим значимость мониторинга в ОДО, является необходимость отслеживания коммерческой результативности образовательной программы.
Можно сформулировать следующие основные принципы мониторинга качества обучения в рамках образовательной программы:
К объектам мониторинга следует отнести:
Мониторинг дистанционной реализации образовательной программы состоит из следующих видов деятельности:
Дистанционное образование не только ставит новые задачи и усложняет старые, но и предоставляет новые возможности. В первую очередь, это касается инструментария мониторинга. Современный вариант дистанционного обучения, так называемое электронное обучение на основе сетевых технологий (e-learning или web-based learning), может осуществляться на базе образовательного портала. В этом случае портал, содержащий электронные доски, дискуссионные форумы, журнал консультаций (архив часто задаваемых вопросов, статистика обращений за консультацией), индивидуальное рабочее место (личное окружение) обучающегося, отображающее индивидуальные и общегрупповые оценки и выводы преподавателя о процессе обучения, является не только средством обучения, но и средством мониторинга.
В заключение можно сказать, что дистанционные технологии реализации образовательных программ требуют разработки технологичного процесса мониторинга и оценки качества образования. Ядро такой технологии инвариантно по отношению к традиционной форме образования, но одновременно востребованы специфичные подходы, методы и технологии мониторинга и оценки качества дистанционного образования, которые требуют дальнейшей разработки, внедрения и анализа результатов применения.