Общие положения. Материал данной статьи отражает результаты работы творческого коллектива НГТУ1, выполнившего микропроект «Разработка комплекта нормативных документов, определяющих уровень подготовленности ППС к работе в информационной образовательной среде» (ИОС) в рамках Инновационной программы НГТУ «Высокие технологии» (2007 – 2008 гг.). Актуальность работы определяется возникшим противоречием между потребностью современного профессионального образования в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональном образовании неготовностью большой части преподавателей к активному использованию ИКТ в своей учебной деятельности. Прежде всего, это определяется низким уровнем ИКТ-компетентности преподавателей, недостаточным для качественной организации учебного процесса с использованием быстро совершенствующихся информационных ресурсов.
В соответствии с планом работ по микропроекту выполнено следующее: разработано Положение «Уровни компетентности преподавателей и специалистов (ППС) НГТУ в области ИКТ», методика мониторинга уровня подготовленности ППС к работе в информационной образовательной среде (ИОС), предложения по учету ИКТ-компетентности преподавателей при комплексной оценке качества его деятельности; разработана структура многоуровневой программы ДПО по применению ИКТ в образовании, учитывающая результаты мониторинга и индивидуальные потребности преподавателя; проведена апробация методики мониторинга и внешняя экспертиза нормативных документов.
В настоящей статье приведена методика оценки уровня ИКТ-компетентности ППС. Формат методики мониторинга и оценки качества может использоваться для оценки качества различных компонентов деятельности вуза – он инвариантен к объектам мониторинга. Будем рассматривать мониторинг как комплексную систему наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы, ее внутренних и внешних связей) [1]. Она может рассматриваться либо как внутренняя процедура вуза, проводимая специально подготовленными, наделенными полномочиями и ответственностью экспертами по заранее разработанной и утвержденной программе, либо как самооценка — инструмент улучшения и управления процессами и результатами персональной деятельности участника образовательного процесса [2 — 3]. Методика – это установленный способ осуществления некоторой деятельности, модель научного поиска, развернутого во времени [4]. Методика обычно включает в себя: цели и область деятельности; что должно быть сделано и кем; когда, где и как это должно быть осуществлено; какие материалы, документы и оборудование будет использовано, какие методы и инструменты обработки должны быть применены; каким образом следует регистрировать и контролировать результаты.
Описание методики мониторинга. Ниже приведено описание методики мониторинга уровня подготовленности ППС к работе в ИОС в виде формата с последовательностью и характеристикой этапов. Методика утверждается на уровне, определенном в вузе.
Наименование методики: Методика мониторинга уровня подготовленности ППС к работе в ИОС.
Наименование организации: Новосибирский государственный технический университет.
Наименование подразделения: Институт дистанционного образования (ИДО), факультет повышения квалификации преподавателей.
Выводы. Результаты экспериментальной апробации настоящей методики и измерительного инструмента будут приведены в следующих выпусках настоящего журнала. Разработанная нормативно-методическая база обсуждена на научно-методическом семинаре и получила рекомендацию к использованию в НГТУ для целей практического мониторинга качества учебного процесса и деятельности преподавателя как еще один показатель качества. На основе описанной методики разработана программа повышения квалификации «Мониторинг и оценивание качества в профессиональном образовании».
_________________________
1Состав авторского коллектива: руководитель – Н.Ш. Никитина; исполнители – О.В. Казанская, Г.Б. Паршукова, С.Г. Юн, О.Н. Протасова, О.В. Андрюшкова, Н.В. Николаева. ↑
Интегрированный показатель (описание его содержания) | Компетенции | ||
---|---|---|---|
Наименование показателя | Шкала | Пояснение | |
1. Легитимность ЭУМК | |||
1.1. Отсутствие нарушений чужих авторских и смежных прав, права интеллектуальной собственности | 0 1 2 3 4 5 6 | Показатель позволяет оценить знание автором основ авторского и смежных прав, степень «авторства» материалов, избежать негативных последствий нарушения законодательства о нарушении авторских и смежных прав: в материалах имеются ссылки на заимствованные материалы согласно правилам цитирования; общее количество заимствованных материалов не превышает 30%; полностью заимствованные материалы сгруппированы в Хрестоматии | Понимание и исполнение законодательства по авторскому и смежным правам |
1.2. Защищенность ЭУМК | 0 1 2 3 4 5 6 | Владение инструментами защиты собственных авторских прав, есть возможность оценить защищенность представленных материалов при использовании в открытой сети Интернет: имеется бумажная публикация материалов автора; регистрация в Информрегистре электронных материалов автора; знак копирайта или иные лицензии (например, Creativ Commons), указывающие на авторство | Владение инструментами защиты собственных авторских прав |
2. Полнота ЭУМК | |||
2.1. Полнота состава ЭУМК | 0 1 2 3 4 5 6 | Показатель «Полнота» позволяет оценить присутствие в ЭУМК следующих элементов: рабочая программа; инструкция по работе с ЭУМК; материалы к лекциям (слайд-конспекты, полнотекстовые лекции, конспекты лекций, электронные учебники и пр.); методические рекомендации к видам занятий, предусмотренных учебным планом и отраженных в инструкции; формы и технологии промежуточного и итогового контроля (например, разработанное преподавателем положение о модульно-рейтинговой системе); контролирующие материалы (контрольные вопросы для зачета, экзамена, примеры тестовых заданий и др.); список литературы; паспорт ЭУМК, составленный в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины. Примечание; Базовый перечень элементов должен быть закреплен нормативно. Формат инструкции по работе с ЭУМК должен быть регламентирован | Понимание и исполнение требований, предъявляемых к структуре ЭУМК, к обязательным элементам |
2.2. Соответствие структуры и объема ЭУМК рабочей программе и учебному плану | 0 1 2 3 4 5 6 | Показатель «Соответствие…» позволяет проверить: все ли виды деятельности студентов, определенные графиком учебного процесса и рабочей программой дисциплины; представлены в ЭУМК; степень соответствия объема представленных материалов рабочей программе курса (соответствие объема – количеству часов по учебному плану) | Понимание и исполнение требований, предъявляемых к структуре ЭУМК, его обязательным элементам, соотношению их объемов |
3. Наличие элементов управления учебным процессом (для реализации возможности самостоятельного обучения) | |||
3.1. Руководство по учебной дисциплине | 0 1 2 3 4 5 6 | Формат руководства должен соответствовать принятому регламенту | Понимание процессов управления учебной деятельностью и умение организовать ее с помощью элементов ЭУМК. Умение оказать помощь в формировании траектории самостоятельных учебных действий обучающихся |
3.2. Контролирующие материалы для самоконтроля результатов обучения | 0 1 2 3 4 5 6 | В контролирующие материалы могут быть включены контрольные вопросы для промежуточного и итогового контроля, практические задания, задачи, примеры заданий для тестового контроля и пр. | Владение технологиями конструирования материалов для итогового и промежуточного контроля, в том числе тестового |
3.3. Используемые средства связи «Преподаватель – Студент» | 0 1 2 3 4 5 6 | Наличие электронной почты, расписания консультаций, 1CQ и т.д. | Владение современными коммуникативными технологиями |
4. Техническая сложность реализации ЭУМК | |||
4.1. Сложность использованной платформы ЭУМК | 0 1 2 3 4 5 6 | Оценивается, насколько зависит представленный ЭУМК от технологической платформы | Понимание основ технологической разработки электронных образовательных ресурсов |
4.2. Разнообразие использованных в ЭУМК форматов материалов | 0 1 2 3 4 5 6 | В представленном ЭУМК присутствуют: текст, графика, видео, звук, анимация | Понимание основ технологической разработки ЭУМК. Владение мультимедийными технологиями |
4.3. Присутствие в ЭУМК виртуальных элементов | 0 1 2 3 4 5 6 | В представленном ЭУМК присутствуют: демонстрационные модели, тренажеры, виртуальные лабораторные стенды | Понимание основ технологической разработки ЭУМК, владение мультимедийными технологиями |
5. Степень соответствия пользовательским требованиям к ЭУМК | |||
5.1. Читабельность | 0 1 2 3 4 5 6 | Легкость и удобство чтения текстов; структурированность материала на малые порции (1-1,5 экрана); иерархичность построения материала | Владение методикой построения ЭУМК |
5.2. Применение элементов визуализации электронной информации | 0 1 2 3 4 5 6 | Структурированность и «отформатированность» текста единообразие оформления текстовых элементов; наличие легко распознаваемых заголовков; качество иллюстраций и таблиц; качество дизайна интерфейса, степень его «дружественности»; применение основ юзабилити | Владение методикой построения ЭУМК |
5.3. Использование элементов навигации | 0 1 2 3 4 5 6 | Возможность быстрого перехода в нужное место ЭУМК по внутренним ссылкам по ЭУМК; использование внешних ссылок | Владение методикой построения ЭУМК |
6. Представление персональной информации о преподавателе в ИСУ НГТУ | |||
6.3. Общая информация | 0 1 2 3 4 5 6 | В ИСУ должны быть заполнены разделы: образование, опыт работы, стаж научно-педагогической работы | Владение навыками работы в информационной системе университета (ИСУ) |
6.2. Список учебно-методических работ | 0 1 2 3 4 5 6 | Наличие в ИСУ | Владение навыками работы в ИСУ |
6.3. Научная работа | 0 1 2 3 4 5 6 | В ИСУ должны быть заполнены разделы; сведения о диссертации, НИР, направления научных исследований, монографии, патентные документы, научные публикации, гранты студентов, научные работы студентов | Владение навыками работы в ИСУ |
Никитина Надежда Шагабановна – декан факультета повышения квалификации преподавателей, кандидат технических наук, профессор;
Николаева Наталья Викторовна – директор представительства