Логистика организации электронного обучения в университете

Ключевые слова: педагогическая логистика (logistike), информационные потоки, электронное обучение, дистанционное обучение, электронная библиотека, качество ЭУМК (электронных учебно-методических материалов)

 

Термин «логистика» произошел от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу, и ее основная задача заключалась в снабжении армии в условиях военных действий. В современных условиях все возрастающей глобализации экономики логистика позволяет синхронизировать материальные потоки и минимизировать затраты в бизнесе, при этом, постоянно развиваясь, она захватывает все новые сферы приложения, что стало возможным благодаря передаче и обработке огромного количества информации через Всемирную паутину [1]. Современная логистика руководствуется семью основными правилами (R7):

  1. 1R (righr product) — нужный продукт;
  2. 2R (right quality) — необходимого качества;Существует мнение, что XXI век будет веком логистики.Не исключено, что это мнение справедливо.Влад Лившиц [1]
  3. 3R (right quantity) — в необходимом количестве;
  4. 4R (right time) — в нужное время;
  5. 5R (right place) — в нужное место;
  6. 6R (right cucstomer) — нужному потребителю;
  7. 7R (right cost) — с требуемым уровнем затрат.

По некоторым оценкам, бизнес к настоящему времени исчерпал резервы в материальных потоках, поэтому узким местом становится нехватка хорошо обученных кадров, а также воспроизводство новых знаний, без чего образовательная система также не может быть эффективной.

По мнению большинства исследователей, проблема модернизации профессионального образования в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом стала логистика. Для новой парадигмы требуется адекватный механизм, поэтому в ответ на эту потребность возникла в начале нашего десятилетия педагогическая (образовательная) логистика [2, 3]. Педагогическая логистика — (поддисципли-на логистики, занимающаяся менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из основных принципов логистики (особенно «Точно в срок») и принципа простоты реальных систем Э.М. Голдратта (Eliyahu M.Goldratt) [2, 3].

Глоссарий и задачи педагогической логистики обсуждаются в литературе, определена и одна из задач логистики — сочетание предметов в рамках одной параллели или программ и учебников по одному предмету. Предлагается определить педагогическую логистику как науку управления многопотоковой системой развития образования, т.к. педагогическая логистика позволяет синхронизировать педагогическую систему, управляя потоками знания, обучения, психологии, здоровья, информации и оборудования. Эти потоки образуют логистические цепи, путем управления которыми можно их оптимизировать в нужный момент в нужном месте. Таким образом, появляется возможность приблизить образование по уровню управления к экономическим системам, что, в свою очередь, даст возможность снизить риск неэффективного использования средств на развитие и образование [2, 4].

Таким образом, педагогическая логистика предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить оценку эффективности функционирования информационной образовательной среды, и вырабатывает баланс материальных и нематериальных ресурсов, баланс потребностей профессионального образования и промышленности. На основе метода педагогической логистики синхронизируются информационные потоки, к которым относятся потребность предприятий в подготовке обученных кадров, существующие образовательные технологии и способы их применения, механизмы производства новых знаний [5].

Поток информации работает по принципам информационной логистики, которые заложил Билл Гейтс. Он соединяет все образовательное пространство в единую систему. Информационный поток позволяет осуществлять управление и макрообъектами, и отдельными обучаемыми.

Посредством информационных потоков синхронизируется образовательное пространство с потоком рабочих мест. Педагогическая логистика синхронизирует эти потоки с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рынка труда в информационной образовательной среде [5].

Метод логистики в педагогике, нацеленный на проектирование информационной образовательной среды, характеризуется спецификой взаимосвязей логистических потоков в педагогике с позиции информационной среды. Эта специфика заключается в том, что ведущими потоками с позиции информационной среды являются информационные потоки, которые управляют всеми другими потоками в педагогике [2,5].

Метод педагогической логистики позволяет осуществить согласование точек зрения промышленности (заказчика специалистов и потребителя результатов их профессионального образования) и вуза (исполнителя заказа). С точки зрения промышленного предприятия метод педагогической логистики описывает потребности производственного процесса, требующие участия специалистов с конкретными функциями и навыками. С точки зрения вуза этот метод служит для формирования списка требований к специалисту, позволяющего сформировать и оценить реализуемость соответствующего учебного плана [5].

Современные требования работодателя к выпускнику можно сформулировать достаточно кратко — это:

  • наличие специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
  • компетенции по конкретной специальности;
  • умение самостоятельно работать, самообучаться;
  • способность принимать на себя ответственность;
  • способность самостоятельно решать профессиональные проблемы, находить конструктивные решения и т.д.

В этой ситуации задачи вуза заключаются в определении системы методических, организационных и технологических требований при организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов, которые обеспечат качество и эффективность двухуровневой подготовки специалиста в современных экономических условиях.

Комбинированная форма обучения (КФО) позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и возможности ИКТ-технологий, так как функционирует на базе электронной обучающей среды института дистанционного обучения (ЭСО ИДО), позволяющей организовать процесс обучения студентов дистанционно [6]. Использование КФО открывает новые перспективы для формирования единой информационной образовательной среды региона, так как может служить интегрирующим звеном благодаря использованию платформы электронного обучения, а также всевозможных сервисов (форумов, блогов, вебинаров, видеолекций, социальных сетей и пр.), применяемых в учебном процессе [7].

На сегодняшний день внедрение элементов электронного обучения в образовательных программах университетов практически стало повсеместным. Однако пока на этот инструмент будут смотреть как на вспомогательный, используемый по желанию преподавателя-энтузиаста, говорить об улучшении качества обучения за счет применения информационно-коммуникационных технологий невозможно. Использование элементов электронного обучения должно быть системным и использоваться в практике как рядового преподавателя, так и других сотрудников подразделений, отвечающих за учебный процесс (инспекторов по работе со студентами, тьюторов, технических администраторов и пр.) <[8, 9].

Известно, что процесс обучения базируется на трех составляющих:

  • педагогической, определяемой набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса;
  • технологической, связанной с информационными технологиями, используемыми для разработки учебных курсов и учебного процесса в целом;
  • организационной, характеризующей специфику управленческой структуры образовательного учреждения [9].

В рамках традиционного очного и заочного обучения для достижения образовательной цели все компоненты процесса обучения играют важную роль. При реализации процесса обучения студентов КФО лимитирующим становится вопрос об информационной логистике в университете, т.е. способы осуществления, направления и скорости информационных потоков выходят на первый план, когда организационная составляющая играет особую роль.

На сегодняшний день в НГТУ реализована система электронного документооборота «Деканат» Центра информатизации университета (ЦИУ), связывающая все подразделения университета в одну электронную среду.

Таким образом, в реализации комбинированной формы обучения в ИДО НГТУ параллельно участвуют две информационные системы. От того, насколько удастся консолидировать усилия подразделений, опирающихся в своей работе на эти системы, и максимально интегрировать информационные потоки, зависит эффективность организации учебного процесса и эффективность технологии в целом. При реализации КФО главную роль играет разумное распределение обязанностей и сфер ответственности между структурными подразделениями. Возможная схема распределения ответственности и движения информационных потоков между традиционным деканатом и структурой, осуществляющей электронную поддержку процесса обучения — отделом дистанционных образовательных технологий (ОДОТ), приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема информационных потоков при КФО

Если обязанности работников деканата не требуют особой подготовки для их осуществления (оформление и выдача студенческих билетов, зачётных книжек, формирование личных дел студентов, подготовка и оформление приказов и др.), то менеджер ОДОТ выполняет качественно новые для университета функции, такие как:

  • консультативная (помогает в освоении информационных ресурсов Интернет, в разработке электронных УМК, в работе в различных модулях ЭСО и пр.);
  • организаторская (осуществляет организацию учебного процесса в ЭСО НГТУ),
  • менеджерская (управленческая) функция процесса обучения,
  • посредническая (осуществляет коммуникации между преподавателем и обучающимися),
  • проектная (проектирует виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса) и т.д. [10].

Именно согласованные и организованные действия вышеназванных структур, оперативный взаимообмен актуальной информацией и определяют успешное осуществление учебного процесса по комбинированной форме в университете в целом.

Нередко полагают, что в организации электронного обучения главное — это система электронного документооборота (приказы, личные дела студентов, организация контроля и пр.). Безусловно, это важная составляющая, но, как и в любом бизнесе, ключевой момент — это доставка товара в виде знаний от производителя (преподавателя) до потребителя (студента), т.е. поток оцифрованной информации в удобном для усвоения виде. Чтобы все участники учебного процесса смогли эффективно работать в электронных средах, они должны знать специфику интернет-среды и принципы электронной педагогики, которая сейчас только формируется. Первое, что видит абитуриент, заходя на ту или иную страничку университетского портала, — это дизайн, потом удобство сайта. В том случае, если потенциального студента привлечет дизайн и он положительно оценит дружественность интерфейса, сможет просмотреть в режиме демо-версии работу модулей доставки учебных материалов, тестирования, мониторинга учебного процесса и пр., он сможет сделать осознанный выбор формы обучения и университета, предоставляющего данную возможность.

Несмотря на то, что сегодня в учебном процессе вузов широко используются отдельные элементы электронного обучения, законодательная и нормативная база дистанционного и электронного обучения в России практически отсутствует. До тех пор пока технология электронного обучения только внедряется в учебный процесс или работает в экспериментальном режиме, вопрос об экспертизе качества электронных учебно-методических материалов и комплексов (ЭУМК) в целом и разработке регламентов обычно не ставится. Однако при переходе к массовому использованию электронных материалов, например при расширении спектра специальностей или увеличении набора, становится необходимым введение стандартов на различные составляющие технологии электронного обучения (ЭУМК, модули электронной системы обучения, оборудование рабочего места и т.д.).

Требования, предъявляемые к электронным учебно-методическим комплексам (ЭУМК), существенно различаются в зависимости от выбранной формы обучения (очная, заочная или комбинированная). В последнем случае под УМК понимают совокупность текстовой, графической, аудио-, видео-, фото- и другой учебной информации, а также инструктивной документации пользователя, ориентированной на самостоятельное изучение дисциплины. Безусловно, к числу важнейших достоинств ЭУМК можно отнести его неограниченную тиражируемость за счет создания сетевой и локальной версий, а также возможность оперативной модификации содержания, редактирования, внесения дополнений и пр. Наличие электронных курсов у преподавателей является ключевым моментом для запуска электронного обучения.

В НГТУ комбинированная форма обучения (КФО) реализуется с 2005 года. В начале своего пути данная форма обучения охватывала немного специальностей, и поэтому количество и качество ЭУМК было достаточным для обеспечения учебного процесса. В настоящее время в НГТУ осуществляется набор и обучение более чем по десяти специальностям, и остро назрел вопрос о качестве значительного количества созданных и используемых ЭУМК. Для этого предложена процедура комплексной экспертизы ЭУМК, которая позволит автору получить статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ), а также должна способствовать повышению качества обучения по комбинированной форме. На рис. 2 представлена технологическая схема проведения комплексной экспертизы ЭУМК.

Рис. 2. Схема проведения комплексной экспертизы ЭУМК

Как видно из рис. 2, в экспертизе ЭУМК участвует не одно подразделение НГТУ, что повышает достоверность определения качества материалов. На первом шаге ЭУМК подвергается содержательной экспертизе, что позволяет определить, соответствует ли материал целям, задачам учебной дисциплины и учебному плану специальности. На следующем шаге у авторов есть возможность доработать ЭУМК до категорий А, В и С. Данные категории предполагают различный состав ЭУМК, например, категория А — это основной обязательный состав, в который входят: рабочая программа курса, методическое руководство по курсу, теоретические материалы, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы, библиографический список.

После получения одной из категорий А, В и С ЭУМК проходит ряд экспертиз, которые позволяют оценить качество каждого элемента комплекса по критериям эргономики, психологии, дизайна и технической составляющей. Для исключения возможных орфографических и стилистических ошибок предусмотрена редакционно-издательская обработка ЭУМК.

Пройдя все вышеперечисленные экспертизы, ЭУМК претендует на статус официального электронного учебного издания (ОЭУИ) НГТУ и регистрацию в ИНФОРМРЕГИСТРЕ. Получив статус ОЭУИ, ЭУМК автоматически попадает в электронную научную библиотеку НГТУ. Вместе с этим процесс экспертизы предполагает, что у автора есть возможность поместить свои материалы в электронную научную библиотеку НГТУ на каждом шаге экспертизы.

На первый взгляд процесс экспертизы ЭУМК не производит впечатления простого и прозрачного, но он позволяет удовлетворить нескольким целям, для которых процесс экспертизы был разработан. Во-первых, это обеспечение качества ЭУМК, используемых для студентов комбинированной формы обучения, во-вторых, уменьшение сроков подготовки ЭУМК к получению грифа официального электронного издания НГТУ, в-третьих, что очень важно, обеспечение защиты авторских прав преподавателей.

Таким образом, при запуске образовательной программы по комбинированной форме необходимо одновременно инициировать работу в нескольких направлениях:

  • определиться с выбором платформы электронного обучения (разрабатывать собственную или использовать (покупать) уже имеющиеся на рынке образовательных услуг);
  • провести маркетинговые исследования по востребованности специальностей, предлагаемых к переходу на комбинированную форму;
  • разработать внутриуниверситетские нормативно-регламентирующие документы по технологии электронного обучения;
  • обучить работе в электронной среде обучения всех участников образовательного процесса;
  • определиться с источниками финансирования проекта.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

     

  1. Лившиц В. М. Психологизированная педагогическая логистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-602.html
  2. Лившиц В.М. К истории изучения волн обучения // Вопросы психологии. — 2006. — № 6. — С. 160-162.
  3. Денисенко В.А. Основы образовательной логистики. — Калининград: Изд-во КГУ, 2003. — 316 с.
  4. Власова BJC. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/vl-3_i2/html/5.htm
  5. Лившиц В.М. Педагогическая логистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proza.ru/2006/12/12-96
  6. Андрюшкова О.В., Казанская О.В. Bleanded Learning в программах высшего образования // Материалы 3-й Российской научно-методической конференции «Профессионально-компетентная личность в мировом образовательном пространстве: дистанционное образование: проблемы качества и перспективы развития», 4-5 июня 2009 г. — Новосибирск, 2009. — С. 11-13.
  7. Андрюшкова О.В., Казанская О.В., Козлова A.M. Реинжиниринг образовательного процесса при комбинированной форме обучения в программах высшего профессионального образования // 8-я Международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», Томск, 17-19 сент. 2009 г. — Томск, 2009. — С. 92-94.
  8. Работа преподавателя в электронной образовательной среде НГТУ : учеб. пособие / О. В. Андрюшкова, Г. Б. Паршукова, О. Н. Протасова, О. В. Казанская. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. — 46, [1] с. : ил.
  9. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2006. ? 400 с.
  10. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Learning / О. Казанская, О. Андрюшкова, Д. Емелин, А. Козлова // Высш. образование в России. – 2007. – № 12. – С. 94-98.