Современный уровень развития электронного обучения обуславливает возникновение электронных университетов, центров электронного обучения, электронных факультетов.
Как правило, под электронным обучением (ЭО) понимается обучение с использованием разнообразных информационно-коммуникационных, педагогических и управленческих технологий, позволяющих обучаться в любое время и в любом месте. При этом ЭО подразумевает реализацию непосредственно процесса обучения, а также формирование инфраструктуры, обеспечивающей процесс обучения (доставку учебных материалов, удаленный контроль знаний, сетевые коммуникации обучающихся между собой и с преподавателем и т.д.); процесс подготовки преподавателем электронных учебных материалов; процесс управления обучением, начиная от набора групп обучающихся и заканчивая экспертизой качества процесса обучения и его результатов.
ЭО предполагает использование разнообразных средств и методик, их сочетание зависит от конкретной образовательной программы, учебного заведения, ее реализующего, целевой группы обучающихся. В настоящее время все большее распространение получает комбинированная форма обучения (blended learning), при которой в той или иной пропорции сочетается электронное и традиционное обучение. Считается, что такая форма обеспечивает удобство и экономичность ЭО с эффектом личного воздействия на обучающегося, который присущ традиционному обучению.
Комплексный характер ЭО предполагает необходимость тщательного сбалансирования используемых разнообразных технологий, включая организационные. Ведущие специалисты в этой области признают, что зачастую все основные составляющие ЭО имеются, но они не интегрированы и не гармонизированы между собой. Таким образом, становится очевидным, что сегодня особое внимание необходимо уделять механизмам комплексного управления и организации электронного обучения. И именно такой подход позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы, необходимые для запуска и дальнейшего сопровождения этой формы обучения. В условиях многофункциональности современного университета, реализующего образовательные программы для разнообразных целевых групп, необходимо, чтобы принятая модель организации и управления способствовала запуску механизмов динамической адаптации систем обеспечения ЭО для реализации различных образовательных программ.
Опыт реализации программ высшего и послевузовского (второго высшего) образования в комбинированной форме обучения (заочная форма образования с использованием электронного обучения) в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) подтвердил вывод о необходимости обеспечения организационной основы интеграции различных элементов ЭО, в качестве которой предлагается электронный факультет Института дистанционного образования НГТУ.
Основной целью (миссией) электронного факультета является обеспечение возможности доступа к качественному непрерывному образованию широкому кругу обучающихся, независимо от места проживания, режима занятости, уровня физических возможностей.
На базе электронного факультета НГТУ в настоящее время развиваются три основных модели ЭО: комбинированное обучение по программам высшего и второго высшего образования, довузовская дистанционная подготовка, а также корпоративное обучение и дистанционное дополнительное профессиональное образование.
Общепринято, что в университетах эти три направления реализуются разными подразделениями в соответствии с традиционным функциональным подходом к управлению. Современное управление, основанное на процессном подходе, делает очевидной общность вышеперечисленных моделей обучения с точки зрения реализуемых процессов, таких, как, например, реализация асинхронных (виртуальное рабочее место учащегося и преподавателя, форум и др.) и синхронных (удаленный контроль знаний, теле- и видеоконференции, виртуальные классы и др.) технологий обучения, обеспечение управления электронным обучением (системы подготовки и доставки электронных учебных материалов, ведение электронных журналов, набор групп в сетевом режиме и др.). Управление этими процессами более эффективно сосредоточить в рамках одного специализированного (не по выпускаемым специальностям, а по форме обучения) — электронного факультета.
Особенностью комбинированного образовательного процесса, реализуемого на электронном факультете в ИДО НГТУ, является сочетание дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий и очного (аудиторного) обучения на ежегодных сессиях в университете. Очная часть обучения — это обязательные зимние сессии, в ходе которых читаются лекции, выполняются лабораторные работы и проводятся семинары на базе специализированных кафедр НГТУ. В это же время студенты сдают зачеты и экзамены по тем курсам, которые они изучили дистанционно в течение семестра в соответствии с учебным планом и графиком. Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ: http://ido.nstu.ru.
Формирование электронного факультета (ЭФ) предполагает создание сетевого отображения факультета (рис. 1) и соответствующей организационной структуры.
На образовательном портале Института дистанционного образования НГТУ уже созданы и эксплуатируются средства, реализующие функции тех или иных подразделений ЭФ. В настоящее время из этих отдельных элементов формируется сайт ЭФ, структура которого может быть представлена в виде схемы, представленной на рисунке. Как видно из схемы, имеются три основных условных сектора (для студента, для преподавателя и для администратора), представляемых соответствующими интерфейсами с авторизованным доступом.
Абитуриенту и студенту доступны следующие разделы:
Функции «Библиотеки» и «Методического кабинета» — это доступ к литературе по дисциплинам, а также доставка и управление учебно-методическими комплексами, подготовленными преподавателями по дисциплинам через систему DiDesk. На базе портала создана электронная обучающая среда, где реализованы также следующие сервисы: консультации по курсам в режиме форума (для оперативных ответов на вопросы студентов, возникающих в процессе выполнения контрольных мероприятий), дистанционные семинары, система тестирования DiTest, режим рассылки материалов и электронный журнал учета успеваемости студентов.
Со стороны преподавателя доступны «Библиотека» и «Методический кабинет», а также «Служба поддержки преподавателей (СПП)» и «Отдел оценки качества обучения» — задача этих разделов предоставить всю необходимую справочную и методическую информацию, необходимые сервисы для поддержки преподавателя, работающего в электронной учебной среде.
Административный вход предоставляет доступ к разделам планово-финансовой службы и службы маркетинга, технической службы и студенческого отдела кадров.
Организационное оформление ЭФ предполагает формирование как минимум трех подразделений: службы поддержки студентов (деканат), методического кабинета (функции службы поддержки преподавателей, отделов маркетинга и оценки качества обучения) и технической службы.
В состав службы поддержки студентов входят инструкторы по работе со студентами, обеспечивающие взаимодействия обучающихся с администрацией учебного заведения; кураторы, в обязанности которых входит обеспечение эффективной коммуникации между преподавателем и учащимися и коммуникации в учебной группе в процессе изучения курса. В сферу деятельности руководителя службы поддержки студентов входит управление ходом учебного процесса.
Техническая служба в рамках ЭФ также играет одну из ключевых ролей — это и построение, и поддержание бесперебойной работы сети, а также служба программного обеспечения, создающая электронную обучающую среду. Техническая служба должна обеспечить возможность оперативной связи пользователей портала — преподавателей, студентов и абитуриентов — с дежурным администратором, причем в рамках ЭФ распорядок работы служб технической поддержки должен стремиться к формату 24*7.